В чём смысл колядования?

Автор: Олег Быков

— В 50-е годы прошлого века мы, ребятишки, в январские праздники, особенно вечером под Рождество, бегали колядовать. Ходили по соседям, стучали в двери и окна, не помню уж, что говорили, но соседи угощали разной домашней стряпнёй, когда и конфетами, а бывало, мелочь денежную давали, но не было, чтобы кто-то нас погнал. Да и к нам домой так же заходили, и мама отдавала заранее припасённые гостинцы. Никакого религиозного значения это не имело – просто весёлый улично-домашний карнавал с вкусняшками.  В Белове, в третьем микрорайоне, в 90-е годы, когда двери в подъездах ещё не закрывались, один раз к нам приходили ряженые колядующие. Большенькие парни с девчонками. Так мы им и по рюмке поднесли, и огурцов солёных, и холодца дали закусить, и конфет с собой. А теперь все под замками сидим. Но былое вспоминается. Не могли бы вы, журналисты «БВ», рассказать, что это за обычай, в чем его смысл?

Татьяна Николаевна. Белово.

Древний славянский обычай

Колядование – это очень древний обычай, свойственный, в основном, славянским народам, в ходе которого группы колядующих (обычно это были молодые люди) рядились различными животными, ходили по дворам, пели ритуальные песни-колядки, получая за это угощение. Изначальо колядовать было принято трижды – в канун Рождества (7 января), на Новый год (сейчас это 13 число), и под Крещение (19 января), но наибольшую популярность имело именно рождественское колядование, так красочно описанное Гоголем.

Все колядующие старались переодеваться, заготавливая «хари» (они же «личины») – маски зверей, нечистой силы, а то и самой Смерти. На себя надевали вывернутые наизнанку тулупы, лица мазали сажей и т.д. Чем более странно и жутко – тем лучше. Потом ходили по домам односельчан, пели песни, прославляющие Коляду – языческое божество плодородия, устраивали проказы, требовали угощения, гостеприимных хозяев славили песнями, а скупым – грозили несчастьями. 

И просили, и грозили!

Тексты колядок зачастую нескладные, смешные и похожи на неумелые стихи, но в то же время они полны искренней радости и доброты.

Ты, хозяин, не томи,
Поскорее подари!
А как нынешний мороз
Не велит долго стоять,

Велит скоро подавать:
Из печи пироги,
Либо денег пятачок,
Либо щей горшок!

Подай тебе Бог
Полный двор животов!
И в конюшню коней,
В хлевушку телят,

В избушку ребят
И в подпечку котят!

Не дашь мне ватрушки –
Получишь по макушке!
Не дашь пирога –
Уведу корову за рога.

На новое вам лето,
На красное вам лето!
Куда конь хвостом –
Туда жито кустом.

Куда коза рогом –
Туда сено стогом.
Сколько осиночек,
Столько вам свиночек;

Сколько ёлок,
Столько и коровок;
Сколько свечек,
Столько и овечек.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,
Большого здоровья!

Коляда, мол, яда,
Уродилась коляда!
Кто подаст пирога –
Тому двор живота,

Ещё мелкой скотинки –
Числа бы вам не знать!
А кто не даст ни копейки –
Завалим лазейки,

Кто не даст лепёшки –
Завалим окошки,
Кто не даст пирога –
Сведём корову за рога,

Кто не даст хлеба –
Уведём деда,
Кто не даст ветчины –
Тем расколем чугуны!

Не людей, а духов задабривали

За этими словами крылся глубокий мистический смысл. Наши предки верили, что в этот день, когда солнце начинает прибывать, грань между миром живых и миром мёртвых истончается, и духи  попадают в наш мир. И не всегда это дружелюбные души предков, есть среди них и грозящие бедой. Вспомним того же Гоголя: именно накануне Рождества чёрт мог устраивать метель и даже прятать луну в свой карман. Для того, чтобы напугать нечисть и остаться неузнанными, и придумывали такие необычные костюмы. А радушный хозяин, бросающий ряженым пироги и колбасы, таким образом, откупался от нечистой силы.  Нетрудно увидеть, что тут есть немало общего и с западным праздником – Хэллоуином, где от «нечисти» откупаются сладостями.

Русь христианская

После принятия христианства колядование пытались запретить как «языческий» и «бесовский» обряд, но праздник, пусть и видоизменённый, продолжил жить. А ряженые теперь славили в своих песнях Христа и Богородицу.

В современной России колядования практически нет. Дело в том, что в советские времена не поощрялись и прямо запрещались обряды, имеющие религиозное значение. Однако в некоторых соседних странах, особенно в сельской местности, колядование по-прежнему носит массовый характер. Вот, например, что рассказал нам настоятель храма святителя Луки Крымского Василий МОКРИЦКИЙ:

— Я родился и вырос рядом со Свято-Успенской Почаевской лаврой (Кременецкий район Тернопольской области Украины) – монастыря, известного строгим православным уставом. Все местные – верующие люди, в каждой деревне есть церковь, а иногда и 2-3. В детстве я сам ежегодно принимал участие в колядовании. Верующие на протяжении всей рождественской недели ходят по домам – и церковные хоры, и обычные группы детей. Поют рождественские песнопения, некоторые песни очень глубокие – с цитатами из Священного Писания, очень трогательно. В сочельник славящим Христа выставляют угощение. Обычай поддерживается не только в сёлах, но и в городах, даже в Киеве. Хотя, конечно, чем больше город, тем больше в нём и людей других религий и просто неверующих, а люди меньше знают друг друга. В деревнях же почти все жители – верующие, они даже обижаются, если к ним не заходят колядующие. А на Богоявление и в ближайшие к нему дни священник должен обойти все без исключения дома в селе, окропить их освящённой водой. Это бывает довольно утомительно, но никого нельзя пропустить. Конечно, жаль, что в России нет повсеместного колядования, это очень весёлый и добрый обряд, в котором с удовольствием участвуют и дети, и взрослые. Думаю, тут сказывается разрыв преемственности за годы советской власти. Ведь колядуют люди, привыкшие сызмальства регулярно ходить в церковь, справлять в семейном кругу православные праздники, для них колядование – не театральная постановка, а душевное дело.   

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода