Автовокзал:взгляд изнутри

Автор: Олег БЫКОВ. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.

«Белово – это город без вокзалов». Ещё недавно эта грустная фраза была правдивой. В 2012 году рухнул старый автовокзал, а год спустя закрыли,
а затем и снесли
железнодорожный вокзал…
Но вот в 2016 году процесс пошёл вспять. Почин положило ОАО «РЖД», которое построило и открыло новый вокзал.
Но пассажиров автобусов это до времени не затронуло: ещё не один год они были вынуждены покупать билеты в приспособленном помещении и ждать рейсов на морозе.
Но вот месяц назад открылся новый,
с иголочки, автовокзал. Построили его всего за год. С учётом такого скоростного строительства многие настроились на скептический лад, стали искать «косяки» и ляпы. И, наверно, не всегда на пустом месте. «БВ» старается всегда сохранять объективность, поэтому, с одной стороны, отвечал на недоумения пассажиров,
с другой – сам в лице своих
корреспондентов пользовался услугами автовокзала, внимательно смотря
по сторонам.
С накопившимися вопросами и мыслями мы пришли к начальнику автовокзала М.Г. ГНЕДЕНКО.

Когда беда шла по пятам
— Марина Геннадьевна, у каждой истории есть начало. Мы знаем, что история нового вокзала началась с печального происшествия – обрушения вокзала старого, в 2012 году. Помните, как это было?
— Я, урождённая белов-чанка, в ту пору работала в областном Департаменте транспорта. Подумывала иногда вернуться в родной город, и тут это ужасное событие: во время ремонта крыши Беловского автовокзала произошло обрушение, в зале ожидания погибла женщина. Естественно, пошли разбирательства, возбудили уголовное дело. Начальнику автовокзала Надежде Петровне Самойленко пришлось уйти, хотя я до сих пор считаю, что она была не виновата в трагедии. В ноябре 2012 года мне сделали предложение занять пост начальника.
— Что вы здесь застали, помимо руин?
— Ситуация была очень тяжёлой. У нас в Белове серьёзный пассажиропоток (2-3 тысячи человек ежедневно), а вокзала просто не существует. Выручили нас «Российские железные дороги». Год мы арендовали помещение в здании старого железнодорожного вокзала. От вокзала тогда сделали крытый переход к перрону.
Но катастрофы нас словно преследовали. В 2013 году во время известного землетрясения пострадало здание железнодорожного вокзала. Тогда нас вместе с железнодорожным вокзалом приютила Беловская дистанция пути. И с осени 2013 года, более чем на 7 лет, она стала нашим домом.
— Бывал там много раз, выглядело всё очень печально!
— Да, условия были спартанские. Хорошо, что нашлось место для билетных касс и администратора. У меня всё это время не было отдельного кабинета – сидела вместе со старшими кассирами.
Пассажиры точно помнят перегородку в кассовом зале. Она досталась по наследству от коммерческого банка, который там располагался раньше: мощная, бронированная. Были у нас и временные здания – диспетчерская и перронные кассы в павильонах. Там была своя проблема – постоянный холод зимой.
Памятны туалеты в конце коридора в здании РЖД. Как их ни старались мыть, лучше не становилось. Сейчас, работая в новом уютном вокзале, вспоминаю и думаю: «Боже, к чему только человек ни привыкает!».
Вот он – новый вокзал!
— Когда вам стало известно, что состоится переезд в новое здание?
— Стройка началась ещё 2 декабря 2019 года. Много для этого сделал глава города А.В. Курносов: администрация заказала проект строительства, благодаря чему вокзал включили в программу оптимизации развития транспорта и связи Кузбасса. Сваи начали забивать 21 декабря, несмотря на морозы. Каждый день мы все посматривали с нетерпением и интересом – как продвигается работа?
Нужно сказать, что строили здание удивительно чётко и профессионально. Например, воду подключили, даже не перекрывая дома по соседству. Первоначально предусматривалось сдать его к декабрю 2020 года. Уверена, что успели бы, но тут сказались карантинные меры, мешавшие подвозу стройматериалов и рабочих.
Непосредственно к переезду мы начали готовиться 24 февраля 2021 года, а открылись 2 марта. Первые утренние рейсы в день открытия мы отправили ещё до приезда журналистов.
— При открытии железнодорожного вокзала в 2016 году беловчане жаловались на холод в зале ожидания – маловато было батарей, пришлось ставить дополнительные после первой зимовки. А как у вас? Хотя морозы, наверно, не застали…
— Нет, застали, и уже опробовали отопительную систему! Мы зашли 2 марта, накануне было морозно. Но пассажиры и персонал не жаловались на холод: исправно функционировали батареи в зале, тепловые завесы на входе в автовокзал и выходе на перрон.
Сейчас уже думаем о том, как будем работать летом. Сами видите: зал ожидания у нас довольно солнечный за счёт остеклённого фасада. Но не думаю, что солнце будет большой проблемой. На межсезонье у нас есть погодный регулятор отопления, который поддерживает комфортный режим, а летом поможет вентиляция. К тому же стёкла тонированные!
Цифры, цифры…
— Какая у вокзала пропускная способность?
— Автовокзал рассчитан на пассажиропоток до 2-3 тысяч пассажиров в сутки. Мы отработали в полноценном режиме только один месяц. Но за март мы уже перевезли 50 тысяч человек, то есть около 1700 человек ежедневно. И это не предел. В летние месяцы, думаю, у нас будет до 60 тысяч пассажиров ежемесячно. Особенно если не помешает очередная волна коронавируса, но сейчас эпидемия явно идёт на спад.
— Много пассажиров могут разместиться в новом здании?
— Общая площадь вокзала – 2200 квадратных метров. Зал ожидания (первый и второй этажи) – это 1000 квадратных метров. Если говорить про места для сидения, то у нас их около 100, в том числе 75 кресел, четыре дивана и фуд-корт — кафе «Подорожник» на втором этаже.
— Сколько у вас билетных касс?
— Их пять, но работают три, плюс справочная (тел. 2-66-23, 2-66-24). Закрываются они всего на полчаса в обеденное время. Есть касса для маломобильных пассажиров – с более низким окошечком, для удобства человека в инвалидной коляске. Её открывают по мере необходимости, но пока что было всего несколько случаев. Также покупать билеты можно через Интернет. Очень популярен сервис www.e-traffic.ru, там же можно посмотреть расписание.
— Табло с автобусным расписанием находится довольно высоко – на карнизе второго этажа. И солнце на него то и дело падает…
— Табло с расписанием у нас сейчас электронное, между прочим, единственное в Кузбассе, даже в Кемерове такого нет! Да, есть некоторое неудобство в его размещении, но найти более подходящее место в зале не удалось. Иногда жалуются на мелкий шрифт, но тут уж трудно что-то изменить. При необходимости или плохом зрении любой пассажир может уточнить время рейса и стоимость билета в справочной.
Безопасность – это не слово,
а дело
— Что у вас есть на случай ЧП?
— Вокзал построен с учётом сейсмической активности, так что даже повторение беловского землетрясения 2013 года нам никак не повредит. Строители гарантировали нам полную безопасность, ведь здание монолитное.
Есть у нас и современная пожарная сигнализация. В случае обнаружения задымления автоматически разблокируются все запасные выходы, так что посетители и персонал смогут быстро покинуть здание. Не нужно открывать какие-то замки, запоры и т.д.
При этом по всему зданию, от подвала до второго этажа, вы можете видеть на стенах кнопки экстренного оповещения (8 шт.). Достаточно их нажать, чтобы администратор получил сигнал на пульт: происходит ЧП, нужна эвакуация и помощь!
На втором этаже есть своеобразная противопожарная цитадель: комната с бронированной несгораемой дверью и отдельной приточной вентиляцией. Там в случае необходимости (огонь перекрыл все три лестницы, ведущие вниз) можно укрыться в ожидании приезда пожарных. Учений с отработкой подобных действий пока не проводили, работаем недавно, но в планах всё есть.
— Выход на перрон оборудован турникетами, которые должны пропускать по QR-коду на купленном билете. Когда они заработают?
— Да, у нас, как и на Кемеровском автовокзале, установили автоматические турникеты – три обычных и один для маломобильных пассажиров. Пока они не работают. Но уже сейчас готовится соответствующее программное обеспечение. Точное время запуска турникетов с QR-кодом я пока назвать не могу.
— Камеры, такое ощущение, у вас повсюду!
— В самом здании вокзала 30 камер видеонаблюдения, плюс 17 камер установлено на перроне, причём с записью не только изображения (как часто бывает), но и звука.
— А что с мерами против ковида?
— В здании стабильно работают два рециркулятора. Билеты продаются только пассажирам в масках. На посадке также нужно защищать органы дыхания. Это важно понимать пассажирам: без маски вы не уедете.
Удобства, которых раньше не было
— Слово «маломобильный» — одно из самых популярных при описании вокзала. Насколько он удобен для инвалидов?
— Вокзал начинается с пандуса. Далее повсюду на полу есть тактильная навигация, таблички со шрифтом Брайля, кнопка вызова администратора на входе и т.д. Работает также отдельный, более вместительный, со специальными поручнями туалет для людей с ограниченными возможностями (ключ — в справочной).
— В соцсетях была информация, что подъёмник в новом вокзале застрял при пробном запуске, с пассажирами внутри. Это правда?
— В подъёмнике для маломобильных пассажиров застряла я с одним из гостей, пришлось выбираться самостоятельно. До сих пор непонятно, почему он остановился между этажами. Мы им уже пользовались, сбоев не было.
Сейчас подъёмник в полном порядке, проверен, застрахован, но пока не используется: ждём заключения договора с обслуживающей организацией, специализирующейся на обслуживании лифтов. Думаю, что это вопрос нескольких недель.
— На втором этаже – комната матери и ребёнка. Расскажите о ней.
— Воспользоваться ею может любой пассажир с маленьким ребёнком, ожидающий своего рейса. Мы сами обращаемся к пассажирам с грудничками и предлагаем помощь. Там есть спальня (кровать для мамы и две кровати для детей), игровая комната, отдельный санузел, микроволновка, рециркулятор воздуха.
— Вещи на хранение у вас можно оставить?
— Да, у нас есть камера хранения. За багаж, для которого требуется багажный билет, взимается 100 рублей (независимо от продолжительности хранения), а за ручную кладь – 50 рублей.
Что видно
на перроне
— По сравнению со старым вокзалом, тут отделены зоны посадки и высадки пассажиров…
— Таковы нормы транспортной безопасности: посадка – на перроне, высадка – в отдельной зоне, откуда можно выйти как на привокзальную площадь, так и на улицу Железнодорожную. Там же есть павильоны, где можно укрыться от дождя (например, подождать приезжающих).
— Сам будучи пассажиром, обратил внимание: водосточные трубы на перроне есть на каждой колонне, поддерживающей крышу. И сделано всё так, что вода в дождь льётся прямо под ноги пассажирам на посадке. В мороз тут нарос лёд. Будет ли это как-то исправляться?
— Делали зимой, всего не предусмотрели. Мы уже сообщили об этой проблеме строителям, её пообещали исправить. Вероятно, в плиточном покрытии перрона будут делать стоки, желоба и т.п., чтобы уводить воду из-под ног. Проверят и крышу над посадочной площадкой №5: там во время быстрого таяния снега вода полилась мимо водосточной трубы. В любом случае, волноваться не стоит: на здании автовокзала распространяется гарантия, нас не бросят!
— Наши читатели жаловались: новые лавочки хоть и красивые, но не имеют спинки, сидеть на них неудобно!
— Да, нам тоже высказали эти претензии. Тут полностью согласна: дизайнерское решение оказалось неудачным. Поэтому сейчас старые лавочки перемещаются на перрон. После ремонта и покраски они встанут на место новых лавочек.
— Как определяли место для курения на перроне?
— Оно справа от выхода на перрон. Постарались никого не обидеть – ни некурящих, ни курильщиков. Была мысль устроить место для курения по фасаду вокзала, но пришлось отказаться: слишком близко вход. Знаю, что некоторые курят не только в отведённых местах: кто-то дымит на перроне, кто-то бегает к мусорным бакам «Подорожника», стоящим под окном моего кабинета. Сама страдаю! Но сейчас полиция начала штрафовать за курение в неположенном месте.
— Перрон будет как-то озеленяться?
— Да, у нас посажены газоны. Не все саженцы прижились, но озеленение входит в проект. Строители вернутся в мае, и среди прочих недоделок возьмутся за посадки, газон и т.д. Кстати, тогда же подумают, как убрать лужу, которая образовывается периодически перед входом в автовокзал. Там планируется ремонт асфальтового покрытия.
«А это что,
а это для чего?»
— Хочется задать множество вопросов, которые накопились у беловчан. Например, будут ли какие-то новые необычные рейсы?
— Как раз сейчас открылся новый рейс на Тайгу: 11:20 (пятница) и 15:30 (воскресенье). Первый автобус ушёл на прошлой неделе. Рейс оказался очень популярен, ведь у нас в городе есть немало студентов Тайгинского техникума железнодорожного транспорта.
— Все колонны в зале и стены у билетных касс огорожены маленькими низкими барьерами. Для чего это?
— Сейчас на вокзале убирается по договору клининговая компания, но у нас уже есть поломоечная машина. И вот для того, чтобы машина не повредила углы при уборке, и были поставлены эти ограничители.
— Напротив билетных касс – пустое помещение с прозрачными стенами. Что там кроется?
— Это медпункт. Для автовокзалов есть требование: если отстой автобуса длится более двух часов, водитель должен пройти в это время предрейсовый медосмотр. Внутри есть всё необходимое для медработника. Правда, скажу по секрету, вряд ли медпункт заработает. Рейсов с двухчасовым отстоем у нас нет (в области единственный автовокзал с такими рейсами – Кемеровский), так что пока кабинет стоит закрытым.
— Есть ещё неиспользуемые помещения?
— Есть служебные кабинеты на втором этаже, которые пока пустуют. В том числе и мой: я предпочла устроиться на первом этаже, ближе к кассам и пассажирам. А вот комната отдыха водителей на втором этаже вскоре заработает. Там есть всё необходимое для отдыха между рейсами: диваны, туалет, душ и т.д.
— Как посетители, не портят имущество вокзала?
— За минувший месяц вывели из строя краны на трёх писсуарах в мужском туалете: показывали мужскую силу не в том месте, где нужно бы! Так что сейчас они не работают, ждут ремонта. Но три кабинки в мужском и шесть в женском туалетах работают исправно. Туалет платный, но по предъявлении билета вход свободный: это стандартная практика в Кузбассе.
— Как вы относитесь к критике вокзала в СМИ, в социальных сетях?
— Пока претензии формулировали корректно, как «Беловский вестник» в случае с женщиной, которая не сразу смогла достучаться ночью, – отношусь нормально, это деловой подход. Мы готовы реагировать на критику, исправлять какие-то недостатки. Но когда коллектив голословно стали обвинять в «хамстве», в том, что вокзал новый, а порядки старые, – с этим я не согласна.
— Последний вопрос: будет ли на автовокзале надпись «Автовокзал»? Все интересуются!
— Проектом какой-то отдельной большой надписи на фасаде не предусмотрено. Но вопрос об этом мы обязательно поднимем, ведь пользуются автовокзалом не только беловчане, но и гости нашего города.
А пока что – верьте не словам, а делам, вокзал есть и он работает! Мы очень любим свой автовокзал, такой долгожданный и нужный городу. Наконец-то наши пассажиры могут с удобством расположиться в ожидании рейса и купить билет. Добро пожаловать, мы вас ждём!

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Погода