Педагог-психолог Евгения ЛУЗЯНИНА- Психология мне помогает в жизни, в работе и в семье

Автор: Анастасия СЕРГЕЕВА. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.

Евгения Александровна ЛУЗЯНИНА стала лауреатом областного этапа Всероссийского конкурса «Педагог-психолог России – 2021». Евгения 20 лет работает в образовании, 9 из них в сфере психологии.
С 2012 по 2019 год трудилась в детском саду №171 (в народе – «Железнодорожный»), с 2019 года по настоящее время – в детском саду №10 («Сказка»). Об участии в конкурсе, о своей работе и о себе она рассказала «БВ».

Лауреатом стать непросто

— Евгения Александровна, поздравляю вас с присуждением звания лауреата конкурса. Расскажите, почему вы решили принять участие?
— Решила проверить свои силы, посмотреть, на что я способна. Хотелось поделиться своим опытом и, конечно, поучиться у коллег.Ведь на конкурсе собрались грамотные специалисты.
Хочу поблагодарить за помощь в подготовке к конкурсу специалиста ИМЦ Н.Е. Шалыгину, заведующего МБДОУ №10 Н.А. Эрендраут, старшего воспитателя О.В. Петрову и коллег – педагогов-психологов. Спасибо, дорогие!
— Какие задания были?
— Для заочного тура я создавала интернет-сайт, резюме, видеосюжет открытого занятия. Мне нужно было грамотно написать про опыт работы и ничего не забыть. А для создания собственного сайта пришлось освоить новые программы.
На очном этапе в Кемерове по данным обследования я составляла психологическое заключение. У меня был протокол, где у ребёнка наблюдался СДВГ – синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Я должна была это увидеть и определить, какие эмоциональные проблемы и трудности взаимоотношений в семье. С заданием справилась. Там же выступала с визитной карточкой, рассказом об опыте работы и мастер-классом. Мастер-класс представила в виде воркшопа (коллективный метод обучения, подразумевает активное участие каждого, – А.С.), где рассматривала различные психологические проблемы со стороны, как бы с нового ракурса, и находила оптимальное решение.
На конкурсе не было простых испытаний. Плюс ко всему ты волнуешься, и в то же время нужно оставаться предельно собранной.

С душой и сердцем на каждом конкурсе

— Вы первый раз участвуете в конкурсе профессионального мастерства? Какие победы и награды у вас есть? Какие из них особенно ценны?
— Я – неоднократный участник и победитель многих профессиональных конкурсов, как всероссийских, так и международных.Но именно в конкурсе «Педагог-психолог России» соревновалась первый раз. Для меня ценны все дипломы. В каждое соревнование я вкладываю душу и сердце, можно сказать, я этим живу.

Детская мечта стала реальностью

— Всегда ли вы хотели быть педагогом-психологом? Это призвание или выбор?
— Это моё призвание. С самого детства я хотела стать психологом. Мне всегда нравилось помогать друзьям в решении проблем, разбираться в сложных ситуациях, возникших между сверстниками.
Я окончила в 2000 году Беловский педагогический колледж по специальности «Дошкольное образование» (квалификация «Воспитатель дошкольных учреждений»), в 2010 году – Кемеровский государственный университет по специальности «Психология» (квалификация «Психолог, преподаватель психологии»). Постоянно повышаю своё мастерство и прохожу различные курсы по психологии.Имею высшую квалификационную категорию.
Лично для меня профессия педагог-психолог настолько многогранна и интересна, что ею невозможно не жить.

Главное — любовь!

— Я готовилась к интервью, искала ваши публикации в Интернете. На образовательном портале nsportal.ru нашла вашу страничку. Когда я на неё зашла, то встретила там цитату: «Дети должны стать людьми с ясным разумом, благородным сердцем, золотыми руками и возвышенными чувствами». У меня пока нет детей, но мне очень интересна тема родительства. Как стать хорошим родителем?
— Я считаю, самое главное – это любить своего ребёнка, просто так. Не за что-то. Именно безусловной любовью.
— Евгения Александровна, расскажите о своей семье.
— У меня двое детей. Старшему Кириллу 17 лет, а младшему Андрею 10 лет. Старший сын учится в школе №8 в 11 классе. С 7 лет Кирилл занимается киокусинкай карате-до. Когда я поехала на конкурс, он на соревнованиях Сибирского федерального округа в городе Иркутске занял 3 место. Андрей учится в школе №28 в 4 классе. Тоже занимается киокусинкай карате-до. Муж Сергей работает на шахте, горным мастером. С ним мы познакомились в июне 2001 года, а в 2002 поженились. С тех пор мы вместе. За 19 лет совместной жизни Серёжа стал для меня поддержкой и опорой.
— Много ли времени вы проводите с семьёй?
— Выходные дни я посвящаю своей семье. Мы катаемся на лыжах, ездим на природу, плаваем в бассейне.
— Помогает ли ваша профессия в семейных вопросах?
— Психология мне помогает в жизни, в работе и в семье. Стоит лишь направить человека в нужное русло, и он сам найдёт свой правильный путь. В моей жизни, благодаря профессии и приобретённым знаниям, всё сложилось благополучно.

Запах бабушкиных пирожков

— «Плох тот воспитатель детей, который не помнит своего детства» – тоже цитата с вашего сайта. А вы хорошо помните своё? Какой момент был самый яркий?
— Да, свои детские годы помню хорошо. Особенно мне нравилось отдыхать в посёлке Раздольный, у бабушки Зои. Зимой катались с друзьями с большой горы, лазали по сугробам, а летом купались в речке, дружно строили шалаши. Вечером, когда приходили уставшие, ели вкусные бабушкины пирожки и булочки с черёмухой, с щавелем, с ревенём. До сих пор помню этот запах. Это были самые счастливые моменты детства!

Психология малышей и их развитие

— Насколько я знаю, у каждого возраста своя психология развития. В садике – дети от двух до шести лет. Как вы справляетесь с различными возрастными категориями?
— Все дети растут разными по характеру, поведению, да и по психологическому состоянию. К каждому ребёнку нужно найти индивидуальный подход. Также важно знать и теоретические аспекты психологии.
— Какие сложности встречаются в той или иной группе?
— Сложности? Это не сложности, а то, чему стоит уделить больше внимания. С двух до трёх лет – это адаптация малышей к детскому саду. В три года происходит кризис возраста. С пяти до семи лет – подготовка к школьному обучению.
— Расскажите поподробнее, какие кризисы бывают в трёхлетнем возрасте?
— Основная причина, из-за которой у детей наступает кризис трёх лет, – это стремление к самостоятельности. К этому возрасту дети уже говорят, могут выражать свои желания и эмоции вербально. Им кажется этого достаточно, чтобы быть такими же, как взрослые. Однако кризис трёх лет у каждого ребёнка протекает по-разному. Кто-то делает существование домашних невыносимым: бесконечные истерики, неуправляемая агрессия, постоянные протесты, полное обесценивание прежних правил приводят к серьёзным проблемам. У других проявления не столь яркие: единичные случаи строптивости, резкая смена настроения, небольшие капризы. Заметно, что кризис наступил, но он вполне контролируемый. Есть и такие детки, у которых всё проходит сглажено и практически незаметно.
— Что в случае кризиса делать родителям?
— В это время родителям стоит запастись терпением, придерживаться единого стиля воспитания. Если мама не разрешает есть шоколад перед обедом, а папа балует дочку и позволяет ей это сделать, негативизм будет проявлять себя максимально ярко.
Собственным примером нужно показывать правильное поведение. Дети в три года склонны к слепому копированию. Вы ничего не добьётесь, если сами будете делать то, что им запрещаете. Проводите как можно больше времени вместе.

Польза песка

— Один из ваших профессиональных методов – песочная терапия *. Почему вам нравится этот метод?
— Эта техника предоставляет возможность детям быть собой. Ребёнок может выразить свои душевные переживания, освободиться от страхов и напряжения. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге. Это даёт возможность ребёнку ощущать себя успешным. Я вижу, как раскрываются дети, и искорки счастья появляются в их глазах.
Игры с песком — это тот мир реальности, в котором живёт ребёнок. Песочная терапия позволяет мне объединить интересы детей, помогает определить страхи, переживания. Такой метод даёт возможность естественного вмешательства взрослого в поведение ребёнка с целью психопрофилактики.
— А как вы выявляете переживания или страхи?
— Наблюдаю, что рисует ребёнок, какую композицию выкладывает, какие предметы, игрушки использует для игры. Выбирая фигурку для создания своей песочной картины, ребёнок часто ассоциирует себя или конкретную ситуацию с ней.

Дети – это чудо

— Я часто смотрю ролики с малышами в Интернете. Они смешно произносят слова или же что-то делают. Вы снимаете на камеру забавные моменты?
— С детьми, и правда, не соскучишься. Мне нравится запечатлевать различные эмоциональные состояния детей. Дети очень непосредственны, у них можно наблюдать целый спектр различных эмоций и чувств. Они могут поругаться с другом и от этого злиться и плакать, а через несколько минут помириться и уже смеяться, радоваться. Через определённое время, когда мы с ребятами просматриваем фотографии, получаем истинное удовольствие. У меня есть книга «Путь в профессию», где я собираю различные фото.

Ребёнок – зеркало семьи

— А часто ли вы сталкиваетесь с детьми из неблагополучных семей?
— По роду своей деятельности, я сталкиваюсь с такими категориями. Хочется сказать словами В.А. Сухомлинского: «Ребёнок – зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так и в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

0 0 vote
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Погода