Валентина Петухова

Автор: Олег Быков. Фото Вячеслава Светличного и из личного архива В. Петуховой.

Симфония труда 

Посетители беловского «Вернисажа» не раз могли видеть необычные картины. Могучая горная техника, добыча угля, труд шахтёров – и всё это нарисовано настоящим кузбасским углём. Угольная крошка, ДВП, немного клея – а на выходе большое полотно.

Автор этих картин – руководитель студии декоративно-прикладного творчества клуба «Строитель» (мкр. «8 Марта») Валентина Владимировна ПЕТУХОВА. Её картины пользуются огромным успехом, они буквально нарасхват. Их можно увидеть  не только в выставочных залах, но и в кабинетах угольных генералов, в домах заслуженных ветеранов-горняков.

Сейчас Валентина помогает создавать авторские сувениры к областному Дню шахтёра, который пройдёт у нас в городе.  О том, как отобразить шахтёрский характер с помощью простого угля, она рассказала «БВ».

Уникальная техника

— Валентина, кто становится художником?

— Тот, кого не ограничивают и поддерживают родители. Мои родители – папа Владимир Ильич и мама Ольга Анатольевна Петуховы – никогда не мешали мне рисовать, радовались моим детским калякам-малякам (смеётся), покупали карандаши и краски.

Повезло мне и с педагогами. Я училась в детской художественной школе №3, где преподавал Владимир Егорович Белов. Помню свой первый урок рисования. Нам задали нарисовать уточку. А когда готовые работы разложили на полу, Владимир Егорович спросил: «Чей рисунок вам больше нравится?». И все ребята показали на мой рисунок. С этого всё и началось!

После окончания школы я училась на художественно-графическом факультете Беловского педагогическом колледжа, окончила с красным дипломом, устроилась в 2009 году в клуб «Строитель». Уже в 2012 году окончила заочное отделение Российского государственного профессионально-педагогического университета в Екатеринбурге, получила квалификацию «Преподаватель дизайна». Могла бы преподавать, но я прирождённый культработник, даже больше, чем художник!

— Говорят, что ваша графическая техника уникальна, больше в Кузбассе никто не пишет картины таким же образом. В чём эта уникальность?

— Это действительно моя авторская техника, которую я разработала в 2012 году. Идею подала моя мама Ольга Анатольевна (О. Петухова – директор клуба «Строитель»). Её вполне можно было бы запатентовать.

Я рисую картины углём. Не специальными угольными палочками для рисования, а нашим кузбасским углём из Беловского рудника. Материал для картин беру прямо из «углярки». Выбираю самые блестящие кусочки угля, дроблю их молотком  и получаю материал для работы – от пыли до крупных фракций. В качестве холста использую заготовки из ДВП. Рисунок накладываю постепенно, послойно, фиксируя уголь с помощью обычного клея ПВА. Начинаю с мелкой пыли, потом наношу те, что покрупней. И так – слой за слоем, по мере высыхания. Важно успеть быстро нанести рисунок.

— Чем-то напоминает настенную фреску: там тоже можно рисовать, пока не высох намоченный участок стены…

— Да, есть определённое сходство. Наносить рисунок на подготовленную часть картины нужно чётко и быстро, ведь ПВА сохнет довольно скоро.

— Много времени уходит на среднюю картину? Они у вас довольно большие…

— На картину размером А3 (297 на 420 мм) уходит до трёх суток – с прорисовкой, с проработкой отдельных мелких деталей и т.д. Если размер картины А2 (420 на 594 мм), то времени уйдёт ещё больше. Это действительно очень непростой труд, картины мне очень дороги.

— Эти картины где-то выставлялись?

— Разумеется. Моя авторская выставка «Хозяева угольных недр»,  посвящённая Дню шахтёра, экспонировалась в городском музее, в культурных центрах «Инской», «Грамотеинский», «Бачатский», в ДК угольщиков. Была персональная выставка В ЦДК «Симфония труда», посвящённая Дню шахтёра.  В 2017 году я участвовала в 15-й Областной выставке-конкурсе «Шахтёрский характер» в «Вернисаже» и получила диплом  лауреата I степени в номинации «Произведения  из угля и камня». Участвую и в дистанционных всероссийских конкурсах декоративно-прикладного творчества.

Певец кузбасского угля

— Есть излюбленные темы для работ?

— Я обожаю рисовать технику. И не гоночные машины, не объекты человеческого тщеславия, а рабочие машины: «БелАЗы» (особенно 200-тонники), экскаваторы, грузовики, процесс погрузки. В этом есть сила, мощь, энергия, динамика. Сперва рисовала их по фотографиям из Интернета, потом к ним добавились собственные впечатления.  Специально ездила на смотровую площадку Бачатского разреза, с безопасного, но близкого расстояния рассматривала огромные «БелАЗы». Потрясающее ощущение: с одной стороны, человек – букашка на их фоне, с другой – он создаёт своими руками этих великанов и повелевает ими. Отсюда и названия, вроде «120 тонн энергии», «Симфония труда», «Ночная смена» и т.д.

А вот пейзаж – не самый любимый жанр. Да, я могу изображать природу, но гораздо больше меня привлекает человеческий труд, приложенный к ней.

— Задумывались когда-нибудь, почему именно техника, а не условные цветочки?

— Я живу в угольном крае. Мой отец всю свою жизнь работал на шахте «Пионерка». Много раз выполняла портреты горняков. Меня привлекают настоящие работяги, в них есть честность и сила. Уголь – это наша гордость, труд, наши сила и слава. Мне кажется, странным было бы как раз не рисовать это.

— У вас есть любимый художник?

— В мировой живописи я преклоняюсь перед Врубелем. А из наших, городских творцов очень уважаю Александра Васильева, который преподавал в художественной школе №27 (Колмогоры). Не равняюсь (пишем мы в совершенно разной манере), но уважаю за творческий подход. 

— Простые беловчане могут сейчас увидеть ваши произведения?

— Это непросто: большинство картин подарено после окончания выставок, стали собственностью ветеранов и руководителей угольной промышленности, уехали в Москву и за границу. «Святая Варвара – покровительница шахтёров» была подарена Надежде Бабкиной, когда они посетила наш город.  Можно сказать, не успею написать новую работу, как она находит владельца. Однако все мои картины можно увидеть в группе клуба «Строитель» в сети «Одноклассники» (именно оттуда мы и взяли фотографии, — О.Б.), если у кого-то возникнет желание. И, конечно, во время очередной выставки, которые последуют обязательно.

Мы работаем, когда вы отдыхаете… И нам это нравится!

— Когда-нибудь писали картины на заказ ради заработка?

— Если честно, не умею и не хочу продавать свой талант. Заказы я выполняю исключительно от Управления культуры.

— Никогда не думали попробовать силы в другой профессии, вне культуры?

— Были разные предложения, в том числе из других городов, приглашали работать педагогом в художественных школах, дизайнером. Но я не люблю рутину. Да, у нас, работников культуры, огромная загруженность. Но я никогда не оставлю этот труд. Здесь постоянное творчество: сегодня мы с детьми проводим субботник, собирая мусор, а завтра уже бьём найденные необычные бутылки, чтобы сделать из них интересную стеклянную мозаику. Потом ходим поздравлять жителей посёлка с наступающим Новым годом в костюмах Деда Мороза и Снегурочки, а спустя час уже лепим с детками поделки из глины и солёного теста и т.д. Уйти из культуры? Нет, это невозможно! Поверьте: попав сюда, человек уже не может жить без этого постоянного творчества, как бы ни было ему сложно.

Вирус мешает творить и праздновать

— Коронавирус… Как к нему относитесь?

— Одного хочу – чтобы карантин быстрее кончился. Столько праздников и интересных дел отменено!   Дети, разумеется, сидят по домам, а я очень скучаю по работе с ними, по творчеству. У них огромное желание творить: во время дистанционного обучения с радостью делают поделки, фотографии которых родители присылают по Интернету.

— Судя по всему, вы любите работать с детьми…

— Я это обожаю. В клубе «Строитель» я руковожу студией декоративно-прикладного искусства «Радуга», у меня занимаются более 30 ребят в возрасте от 7 до 10 лет. Угольные картины у них, конечно, пока создавать не получается, хотя все рады перемазаться углём (смеётся). Но зато у них выходят отличные картины в технике «ассамбляж»: старые, сломанные украшения, семена, косточки фруктов, пуговицы, крупы, бусы и т.д. приклеиваются с помощью ПВА и клея «Момент» на картину. Затем всё покрывается автоэмалью или акрилом (бронзовым, серебряным и т.д.). «Нужное – из ненужного!» — таков наш девиз.

Очень любят дети работать и в технике «стеклянная мозаика». Разноцветные стеклянные бутылки, вазы и пузырьки (особенно интересны из-под туалетной воды) аккуратно разбиваем (эту операцию выполняю, конечно, только я) на мелкие кусочки, а затем ссыпаем в ёмкости и собираем из них целые картины, «сажая» стекло на клей. В качестве полотна используем простые фоторамки формата А3 и А4. «Время и стекло» — такое многозначное название мы дали выставке. И не волнуйтесь: за несколько лет ни одного пореза у детей не было! Единственная проблема – вес таких картин, они довольно увесистые.

— Есть у вас какие-то масштабные планы?

— В рамках подготовки празднования областного Дня шахтёра в Белове в клубе идёт большая работа: нужно сделать сотни сувениров из угольной крошки, который будут вручаться гостям праздника в качестве подарков. Естественно, в моей авторской технике. Работаю, конечно, не только я одна, но и все коллеги – работники культуры, которых я инструктирую. Очень надеюсь, что никакой коронавирус не помешает отметить праздник, и все получат свои подарки.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода