Дмитрий Долганов

Доктор психологических наук, профессор кафедры гуманитарных наук БИф КемГУ Дмитрий Долганов 8 февраля вместе с коллегами отметит День российской науки
Автор: Анна Антипенко. Фото Вячеслав Светличный.

Ученых готовят с первого класса

В Беловском институте (филиале) КемГУ Д.Н. Долганов является ответственным за научную работу. Кроме того, Дмитрий Николаевич – доктор психологических наук, а таких у нас в Кузбассе всего четыре.

— Дмитрий Николаевич, по какой теме вы защищали докторскую?

— Я изучал, как система межличностных отношений учащихся влияет на академическую успеваемость.

— Это связано напрямую?

— Не совсем, отношения связаны с успеваемостью через систему мотивации. Иначе говоря, чем лучше отношения между студентами, тем выше мотивация. А мотивация повышает успеваемость. Это очень упрощенная схема, но мы с моими студентами уже начали использовать результаты исследования на практике. Вообще, это общий тренд – максимально свести науку и реальную жизнь. По программе подготовки кадров для НОЦ (научно-образовательного центра) я прохожу обучение в Сколково, и на одной из первых лекций была озвучена актуальная для России проблема: накопилось очень большое количество научных данных и фундаментальных исследований, которые не внедряются в практику. Разрыв между наукой и реальными технологиями колоссальный. Поэтому происходит отход от классической исследовательской работы и делается упор на реальные проекты: нужно показать, как это будет работать на практике.

— Вы ответственный за научную работу филиала; что входит в ваши обязанности?

— Основная задача — организация научно-исследовательской деятельности филиала, координация работы сотрудников и подключение к этой работе студентов. На первых курсах это учебные исследования, а на старших – более глубокая работа и участие в научных конференциях как в нашем вузе, так и за его пределами. Сейчас идет подготовка к большой научной региональной конференции, которая пройдет на базе нашего института. Также сотрудничаю с беловской Малой академией наук, где занимаются дети.

— Какие из работ студентов вам самому были интересны?

— В прошлом году мы изучали особенности выбора профессии школьниками. Мы увидели, что количество выпускников, которые не могут сказать, чем бы они хотели заниматься в будущем, достаточно большое. Поэтому в этом году мы начали разрабатывать мероприятия по профориентации.

— А какие-то необычные исследования?

— Мне нравится проект студента-психолога на тему «Уровень субъективного счастья родителей в зависимости от количества секций, посещаемых ребенком». Проще говоря, сколько кружков должен посещать ребенок, чтобы родители чувствовали себя счастливыми.

— Я знаю, что вы сотрудничаете с «Малой академии наук». Какая работа там ведется?

— На базе Дворца творчества уже несколько лет работает Малая академия наук. Изначально к работе привлекались старшие школьники, а сейчас есть все возрасты – с 1 по 11 класс.

— Скажите по секрету, как может заниматься наукой первоклассник, если он еще не умеет читать?

— Важно пробудить дух исследователя, ученого. А задачи ставятся исходя из возраста. Например, Алена Журавлева изучала, какими средствами лучше очищается кожа рук. Девочка пачкала руки, мыла их разными средствами и затем рассматривала кожу под микроскопом. В следующем году она поставила задачу изучить, при какой температуре воздуха  у льда лучше скольжение. Она занимается фигурным катанием, и вопрос для нее имел практическое значение.

— Вы упомянули НОЦ; что это?

— По инициативе Правительства РФ и при поддержке губернатора С.Е. Цивилева в Кузбассе создан Научно-образовательный центр, пока он один из пяти в России. Предполагается, что всего их будет не менее пятнадцати. На базе этого центра развиваются большие и наукоемкие проекты, которые будут конкурентоспособны не только на российском, но и на мировом рынке. Меня от БИФ КемГУ включили в образовательную программу в Сколково, в ходе обучения мы должны создать проекты по обеспечению НОЦ кадрами. Иначе говоря, НОЦ – это площадка для сотрудничества ученых из разных ВУЗов, промышленных предприятий и предпринимателей. Результатом их деятельности и будут новые товары или технологии. Но для этой работы могут потребоваться узкие специалисты. Перед нами ставят задачу – в кратчайшие сроки провести обучение или переобучение необходимых специалистов. Задача сложная, амбициозная, но невероятно интересная и вполне решаемая.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода