Наталья Данищук

– победительница Первого муниципального этапа всероссийского конкурса «Лесенка успеха».
Автор: Александра Луговая. Фото Вячеслава Светличного.

«Лесенка успеха» Натальи Данищук

 Наталья ДАНИЩУК – победительница прошедшего Первого муниципального этапа всероссийского конкурса «Лесенка успеха», в котором участвующие работники дошкольных учреждений раскрывали свой творческий потенциал. С блеском выполнив три задания, она стала лучшей среди пятнадцати конкуренток.

Все время совершенствоваться самой и привить это стремление своим воспитанникам – стиль жизни музыкального руководителя детского сада №60.

Записаться в «мызыкалку» может каждый 

— Наталья Алексеевна, в чем особенность вашей профессии?

— Музыкальный руководитель должен многое уметь: играть на музыкальных инструментах, петь, плясать, рисовать, шить, сочинять стихи, писать сценарии, но самое главное – стать другом и проводником маленького человека в волшебный мир музыки. Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий, я постоянно в поиске чего-то нового. С современными детьми нельзя быть музыкальным руководителем «вчерашних знаний». Мир быстро идет вперед, и я стараюсь не отставать. Счастлива, когда вижу, что мои ребята могут станцевать задорный танец, или спеть русскую песню, сыграть весело в оркестре или показать сказку. Я могу увидеть плоды своего труда!

— Как же можно научить петь малыша, который еще не умеет нормально разговаривать?

— С крохами, которым по полтора года, начинаем со звукоподражания. Например, звучит песенка про кошечку, которая в конце мяукает. Вот и мы к ней присоединяемся, при этом сразу учимся изменять высоту голоса. Большая кошка – это низкий звук, а подпевающий ей маленький котенок – высокий. Кстати, на занятиях мы не только поем, но еще и слушаем музыку, причем чаще всего – классическую. Дети на нее реагируют по-особому, более открыто и непосредственно, чем взрослые. Допустим, если включать классические произведения Баха, Бетховена и Моцарта, ребятишки быстро научатся их различать и уже скоро попросят больше не включать Баха. Это совершенно естественно — композитор прожил нелегкую судьбу, а дети способны ощущать чувства композитора. Например, моим воспитанникам больше всего нравятся Вивальди, Чайковский, Римский-Корсаков. «Картинки с выставки» Мусоргского, «Карнавал животных» Сен Санса.

— А если у ребенка нет музыкального слуха?

— У всех малышей он есть, встречается, что «подхрамывает» чувство ритма. В таких случаях занимаюсь индивидуально, мы с малышом добиваемся, чтобы он всех догнал. Необходимо, чтобы маленький человек научился справляться с преградами и чувствовал себя успешным – это поможет избежать много комплексов потом, во взрослой жизни. А вообще бывает, что родители наших воспитанников рассказывают, как кого-то из их семьи не взяли в музыкальную школу из-за отсутствия музыкального слуха. Если честно, сама я такого никогда не слышала. Туда поступают все, кто хочет. Было бы желание, а упорством и трудом можно многого добиться. В любом случае музыка должна быть в жизни ребенка всегда.

— Для чего это нужно?

— Музыка воздействует на интеллект и абстрактное мышление ребенка, помогает развить память и воображение. Активизирует у малышей все виды восприятий – слуховое, зрительное и чувственное. Развивается память – слуховая, зрительная, а также ассоциативная и образная. Если ребенок способен чувствовать эмоции, которые вложил композитор в свое произведение, он с легкостью представит события, которые описывает на уроке учитель истории или географии. И такое образное мышление позволит школьнику быстро усвоить материал любой сложности. Впоследствии такие дети более усидчивы в школе, а значит, лучше воспринимают новый материал на уроке.

— Чем полезна музыка для грудного ребенка?

— Груднички, которым родители негромко включают музыку, раньше других произносят свои первые звуки и слова: звуки музыки, ее ритмичность как бы стимулируют малыша шевелить язычком, активизируя при этом умственную деятельность.

Не бацайте по детским ушам «гаражным роком» 

— Вся музыка одинаково благотворна?

— Конечно же, не стоит включать все подряд. Чувствительные детские уши и хрупкая нервная система остро реагируют на хаотичный «хаус», агрессивный «хеви-метал», любую мелодию, где звучит много ударных. У детей постарше такая музыка может вызвать переизбыток энергии и даже агрессию. Нельзя ставить песни с нецензурной лексикой, каких сейчас, к сожалению, много. Дети все ловят на лету, скромностью не отличаются, все эти выражения мгновенно повторят и отучить их от дурной привычки будет сложно.

— Тогда хорошо пойдет лиричная, спокойная музыка?

— Можно, но в меру. Взрослым нравятся тягучие тоскливые баллады, а вот детям необходимо что-нибудь более бодрящее. Нервная система и мышцы способны неосознанно усваивать ритм. Поэтому мы начинаем приплясывать или, сами того не замечая, пристукивать пальцами при звучании ритмичной мелодии. Чтобы расти здоровым, ребенок должен много двигаться.

— Как привить ребенку хороший музыкальный вкус?

— Прежде этим должны озадачиться родители и начать внимательно контролировать все, что звучит дома, вплоть до мелодии на будильнике и на вызове мобильного телефона. Например, если дома будет хотя бы несколько раз в неделю звучать классическая музыка – ребенок в итоге начнет ее слушать. А впоследствии и разбираться.

Скука на уроках — не помощник

В детском садике №60 все выступления малышей проходят в сопровождении собственного музыкального оркестра. Ребятня с энтузиазмом осваивает игру на ложках, барабанах, металлофоне, бубнах, трещотках. На занятия музыкой бегут гурьбой, с нетерпением ожидая новой встречи.

— Наталья Алексеевна, почему потом многие в школе не любят уроки пения?

— Однозначно сложно ответить на этот вопрос. В детском саду дети и танцуют, и участвуют в театрализованных постановках, и стихи читают. Им это все нравится, потому что можно попробовать себя в разных жанрах и потому, что это – весело. А в школе все иначе. Это урок, задание, ответственность. А кому-то, возможно, просто скучно.

— Вы сами любили эти занятия?

— Да, и ждала их с нетерпением. В нашей семье я первая из музыкальных. Когда мне было десять лет, к нам на урок в школу №16 пришла преподаватель музыкальной школы №39 (Инской) Надежда Иннокентьевна Скоробогатова, рассказала нам о мире искусства. В тот же день после уроков я самостоятельно пошла в «музыкалку», меня прослушали и взяли. Мама Ольга Анатольевна Вяткина была очень удивлена моей неожиданной самостоятельностью. Однако видя мое серьезное отношение к занятиям, родители мне купили пианино – вначале с рук, а через год – совершенно новый инструмент.

Электронное пианино ничуть не хуже своего предшественника

— Для начинающих играть есть разница в том, что инструмент новый, или подержанный?

— Главное, чтобы он был хорошо настроен, остальное не особо важно. К сожалению, в Белове мало хороших настройщиков. Но сейчас люди все чаще покупают электронное пианино, хотя оно по цене и дороже обычного. Но тут есть свои плюсы: электронное не нуждается в настройке, да и места занимает меньше, чем обычный инструмент.

— Вы музицируете для родных?

— Обожаю играть на пианино и очень люблю петь. К сожалению, пою уже значительно реже из-за профессионального заболевания: связки немного подсели, так что стараюсь себя беречь.

— Ваши дети любят музыку?

— Младшая шестнадцатилетняя дочь Яна Ахромеева закончила музыкальную школу №39 по двум классам: фортепиано и академический вокал. У нее высокий, красивый голос, ее замечают и отмечают на музыкальных конкурсах. Сейчас она занимается в эстрадной студии «Калейдоскоп» (КЦ «Инской») у Ирины Леонидовны Мингатиной. Старшая дочь Валерия Ахромеева (21 год) работает медсестрой-ортоптистом в детском саду №18 «Хрусталик» – лечит детей на аппаратах для коррекции зрения. В музыкальных произведениях разбирается, но, в основном, только для себя.

Рывок из обыденности 

В декабре Наталья Алексеевна будет участвовать в областном конкурсе «Лесенки успеха», сейчас она работает над домашними заданиями и, конечно, настроена на победу и в этом этапе.

— Конкурс – это всегда много труда и волнения, — говорит она. — Когда долго работаешь, все в итоге входит в какую-то налаженную колею и, кажется, что ты всегда все делаешь правильно. А на конкурсе знания оценивают, еще и сравнивают с другими. Это дает толчок для нового рывка вперед, приносит вдохновение, заряжает новыми идеями для творчества.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода