«Первопроходец»

Автор: Анна Антипенко. Фото Вячеслав Светличный.

Самоходную пневмоколесную дизельную машину «Первопроходец» назвали настоящим прорывом в организации доставки людей, запасных частей, узлов и агрегатов в подземные выработки. Идея, конечно, не нова, но! Задумку реализовали не за счет приобретения дорогой импортной техники, а сделали сами, своими силами!

О том, какие задачи стояли перед разработчиками и как их решали – рассказал водитель участка автотранспорта ООО «Шахта Листвяжная» Павел Александрович Альбовский.

— Павел, как я понимаю, основная задача была – сделать автомобиль в искробезопасном исполнении?

— Для решения вопросов по безопасной эксплуатации в шахте взяли центральную ячейку, систему очистки выхлопных газов, искрогасители и все датчики с подземного дизелевоза Ferrit DLZ50. Двигатель на нем был старый, поэтому на «Первопроходец» установили более современный дизельный двигатель «Nissan». Кузов – УАЗ.

— Двигатель с легкового «Nissan»?

— Да, перебрали всю систему запуска, чтобы получить искробезопасную систему. «Первопроходец» — наша экспериментальная модель в которой мы попытались учесть все особенности при спуске в шахту по бетонной выработке и движении ее в шахте.

— Насколько я знаю, такой опыт в мире есть…

— Но не каждый автомобиль можно заставить поехать в наших горно-геологических условия. На шахте проводили испытания чешского дизельного колесного транспорта «Ferrita», но он перед нашими уклонами спасовал – не смог ни спуститься, ни подняться по уклону.

— Как так?

— По инструкции допустимый уклон — не более 14 градусов, а у нас – 15. Не пополз. Вот и дали задачу сделать такую технику, которая осилит наши уклоны. Сейчас «Первопроходец» проходит испытания. После нее соберем еще несколько таких автомобилей, но уже с учетом всех выявленных недостатков.

— А что не так?

— Коробку надо ставить автомат – люди уже отвыкли от механики, да и трогаться на уклонах проще. И водное охлаждение не совсем удобное – планируем сделать сухое.

— УАЗ все-таки пассажирский транспорт. А как возить грузы?

— Взяв за основу «Первопроходец» мы соберем автомобиль с другим кузовом и техническими характеристиками.

— Почему эту работу вам поручили?

— Коллектив так решил. Но я прям загорелся этой идеей, работал с азартом. Но самое главное, помогала вся шахта. Это коллективная работа всего нашего предприятия: нужна деталь – закупают или делают в мехцехе. Нужен совет – консультируют. Особая благодарность начальнику Беловского территориального отдела Ростехнадзора Сергею Фроловичу Андрияненкову, он по образованию механик, и у него большой опыт работы на дизелях. Дал много дельных советов, как сделать наш транспорт максимально безопасным. А что касается непосредственной сборки, то в группе было еще двое парней с моего же участка: Александр Анатольевич Колмогоров и Андрей Геннадьевич Утёнков.

— Работали за интерес? Или материально вас тоже заинтересовали?

— Сначала главным был азарт: «Никто не верит, а мы все равно сделаем!». А потом уже стало и материально интересно.

— Во сколько обошелся автомобиль?

— Не смогу точно посчитать его себестоимость для предприятия, это работа экономистов. Но по моим прикидкам около 2 миллионов рублей. Ради интереса узнавал сколько стоит тот самый «Ferrit», что у нас не поехал – 28 миллионов. Вот и сравните. 

— Насколько я знаю внедрение колесного транспорта в шахте — идея вашего директора, Сергея Ивановича Махракова.

— Да, он несколько лет вынашивал ее. Но ни у кого в голове не укладывалось, что автомобиль может поехать по выработке с уклоном, доехать до забоя, выгрузиться, развернуться и вернуться обратно на поверхность.

Транспорт будет доезжать до самого забоя?

— Уверен, что в скором времени поедут машины в каждый проходческий и очистной забои. Пока же до конца года планируем собрать еще пять подобных автомобилей. А пока наш «Первопроходец» едет до лавы.

— Говорили, что выработка забетонирована. Вся полностью «одета» в бетон?

— Нет, только почва. Кровля укреплена в соответствии с правилами промбезопасности. Но губернатор, когда приезжал с визитом подкинул интересную идею – сыпать в почву присадки, которые сделают ее твердой как бетон. Полагаю, наши руководители рассмотрят все варианты и выберут самый оптимальный.

— А кто предложил внешний дизайн машины?

 - У меня и старший брат Андрей работает на «Листвяжной» водителем. Внешний вид машины – целиком его идея. По-моему, получилось очень брутально. В целом, мне нравится результат нашей коллективной работы – первый собранный в России, в уклон едет, требованиям безопасности отвечает, дешевый и выглядит прилично. Есть чем гордиться!

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода