Анна Салагаева

знает, насколько сильны традиции коренного народа Белова
Автор: Анастасия Купсер. Фото Вячеслава Светличного.

«Моя земля», 
или Вот такой Пардакай

Ежегодно 9 августа отмечается Международный день коренных народов мира. У нас это – телеуты. Традиционные праздники они проводят с размахом – с костюмами, национальной кухней, спортивными соревнованиями. Недавно даже была создана общественная организация «Национальный культурный центр телеутского народа «Моя земля».

Все это так, но мы заинтересовались вот чем. Насколько телеуты сохранили традиционный уклад жизни? Знают ли родной язык, готовят ли свои блюда в будни? Или же от русских сегодня их отличает только тип лица? А задали эти вопросы мы руководителю образцового хореографического коллектива «Кунучек» Наталье КОРБИНОЙ. Говорили больше не о костюмированных выступлениях, а о реалиях телеутского народа.

— Наталья, Генеральная ассамблея ООН провозгласила 2019 год Международным годом языков коренных народов мира. Вы знаете телеутский язык?

— Я хорошо его знаю. Родители разговаривали дома на телеутском. Так же было во всех семьях моих ровесников. На улице с друзьями (среди которых немало русских) изъяснялись на смешанном диалекте – часть слов русских, часть телеутских. Сейчас уже наши ребятишки плохо знают родной язык. Мне немного стыдно, но это касается и моих дочек. Страшно представить, процесс утраты родного языка произошел уже на моей памяти, буквально за последние 20-25 лет.

— Вы говорите, вам стыдно, что ваши дочки не знают родного языка. А что вы делаете со своей стороны, чтобы исправить ситуацию?

— Надо понимать, что не только мы с мужем не говорим с детьми на телеутском. Это касается всех современных семей. Многие переехали из Телеута в соседние поселки и дальше. Мы тоже перебрались в Новый Городок. Но это не значит, что мои девочки ничего не знают. Старшая дочь Ирина второй год посещает областной лингвистический лагерь при бековской школе. Ей безумно это интересно. Всего за 10 дней она хорошо пополнила словарный запас телеутскими словами! Лагерь создан 10 лет назад, его работа направлена на сохранение телеутского языка.

— А что касается национальной кухни, готовите что-то в обычной жизни?

— Люблю наши блюда, но готовлю их редко. Чаще на праздники. Раньше абсолютно во всех семьях 7 апреля на Благовещение готовили тутмаш – блюдо, похожее на бешбармак, готовится он только из конины (вареные внутренности и мясо нарезаются кубиками, добавляются кусочки теста и заливаются бульоном). Знаю, что многие и сейчас не изменяют этой традиции. Традиционно на Пасху и Пардакай (праздник окончания посевной) готовим много выпечки – пироги, калачи, курники, катаму (отличается от обычного хвороста формой – выпекается как большая роза или тарелка).

— Телеуты давно исповедуют православие. Но остались и языческие обряды. Например, слышала, что во многих семьях хранятся какие-то куколки. Слышали о такой традиции?

— Есть у нас много других обрядов, в силу которых мы до сих пор верим. Например, в Пардакай окропляем березу молоком и повязываем на нее ленточки. Делается это для благополучия и здоровья нашего народа.

Слышала и про куколок. Видела такие мешочки у многих знакомых. Висят, как правило, на стене в спальне. Хранили их хозяйки дома. Если в семье происходит какая-то неприятность – кто-то заболел или еще что-то, — куколок достают и кормят кашкой. Сомневаюсь, что у современных телеутов они есть. И у моей мамы никаких куколок не было, благословляла меня на свадьбу она православными иконами, которые я и храню у себя дома.

— Кстати, о свадьбах. У ваших свадеб есть свои особенности?

— Настоящая телеутская свадьба – масштабное действо. К ней готовится вся родня и жениха, и невесты. Бабушки, тетушки, сестры накрывают праздничные столы. После того как все погуляют в доме жениха, начинают ходить по домам. Это воспринималось как помощь родителям жениха и невесты. Гуляла вся деревня. Я еще помню такие свадьбы. Накануне женщины доставали сундуки, а оттуда — национальные платья и одевали близких родственников. Это было так здорово! Жаль, что все утеряно. Последняя свадьба, когда гуляли по домам, на моей памяти была в конце 90-х. Моя свадьба прошла уже в более современном стиле.

— Вы обмолвились про обряд окропления березы. Известно, что телеуты широко практиковали общение с духами. Среди вашего народа остались шаманы? Вы сами верите в их способность влиять на силы природы и судьбу человека?

— Шаманов у нас не осталось. По крайней мере, я не слышала о них. Верю ли я в их силу, вопрос спорный. Скорее, нет. Хотя однажды и стала очевидцем одной сцены, которая навела бы на размышления любого. В 2010 году мы ездили на Международный фестиваль этнической музыки «Саянское кольцо». Коллективы выступали на огромной сцене, а люди сидели на траве. Пошел дождь, причем такой, что на небе просвета не было. На сцену вышла шаманка, кажется, тувинка. Она минут 15 кружилась по сцене, била в бубен. Тучи на глазах разошлись, и все три дня стояла отличная погода. Если бы сама не увидела этого, наверное, не поверила бы.

— Наталья, часто слышу, что в Телеуте отметили тот или иной праздник. Новый год, праздник пельменей, Пардакай и другие. Для чего вы их проводите – чтобы показать, что культура телеутов жива, или потому, что в вас сохранилась духовная потребность в этом?

— Мы действительно испытываем потребность в этих праздниках. Детям интересна наша культура. Вы посмотрите, ребятишки бегают в клуб, как к себе домой. К сожалению, многие традиции умирают, но пока еще интерес к ним велик.

И все же формат гуляний сильно изменился за последние 20 лет. Помню, как раньше мы отмечали Пардакай. Не на сцене. Все вовлекались в процесс: готовились, ждали, наряжались в национальные костюмы и шли на другой берег Бачатки. Пели, танцевали, играли в футбол, волейбол. Позже стали добавлять национальные виды спорта. В 2004 году на Пардакай я – тогда еще юный хореограф, выпускница педагогического колледжа – и девочки, которые на тот момент два года как занимались у меня танцами, представили национальный телеутский танец. Так родился «Кунучек» («Солнышко»). Сейчас же люди знают, что праздник подготовится для них на территории клуба.

— А о национальных видах спорта тоже вспоминают только на праздниках?

— Напротив, как я уже сказала, раньше мы больше играли в футбол и волейбол. А в камчи (сбивание деревянных столбиков плеткой), тебеке (отбивание мехового мячика пяткой), перетягивании палки, стрельбе из лука не соревновались. Сегодня они возрождаются. Это не касается борьбы куреш, которая всегда была популярна, особенно в Бекове. Недавно дочь поучаствовала в камчи. Ей так понравилось, что она попросила, чтобы ей и дома сделали такие столбики, нашла себе какую-то веревку и играет. И маленькая Полина тоже за нею.

Анджела Каргина, Анна Салагаева и Анастасия Шадеева

— Расскажите о своем коллективе «Кунучек».

— Мы занимаемся не только телеутскими танцами, но и национальными в целом. Первые годы существования коллектива были самыми яркими. Мы побеждали во всевозможных конкурсах, получали гранты. В 2008 году нам присвоили звание образцового самодеятельного коллектива. В этом же году мы были признаны лучшим творческим коллективом города. И сейчас не теряем формы. В этом году одержали победу в городском хореографическом конкурсе «Золотой каблучок» в возрастной группе 13-15 лет. Ежегодно принимаем участие в областном фестивале детского творчества коренных народов Кемеровской области «Элим».

— Наталья, вы рассказываете, что еще на вашей памяти телеутские  традиции крепко жили в людях. Нельзя ли сказать, что тогда, в 2004 году, когда вы решили поставить на Пардакай национальный танец, в вас говорила потребность нести свою культуру в массы?

— Да, так и есть. Этим мы и занимаемся. Выступая на областных, межрегиональных конкурсах, не только знакомим всех со своей культурой, но это и нам самим не позволяет забывать ее. Печально только, что все меньше девочек занимается в коллективе. Многие начинают заниматься, но уходят, потому что семья переезжает. Да, они потом записываются в другие коллективы и не теряют танцевальную форму, но от нашей культуры отдаляются.

Недавно в Телеуте создали «Национальный культурный центр телеутского народа «Моя Земля». Случилось это по инициативе жителей микрорайона. Предполагается, что благодаря его работе создадут этнографический музей и народную библиотеку телеутов, будут проходить конференции, семинары, мастер-классы, выставки, фестивали и прочее. Но думаю, чтобы культура жила в семьях, в первую очередь родителям нужно заниматься с детьми. Пока еще они сами помнят свой язык, обычаи, культуру – свои корни.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода