Елена Глушкова

Учитель английского языка лицея №22 Елена Левонтьевна Глушкова прошла недельную стажировку в Финляндии. Там она познакомилась с лучшей системой образования в мире и поделись своими наблюдениями с «БВ».
Автор: А. Купсер. Фото В. Светличного

Лучшее в мире образование строится на доверии

Финское школьное образование, согласно международным исследованиям, — лучшее в мире. Познакомиться с его особенностями удалось учителю английского языка бачатского лицея №22 Елене Левонтьевне ГЛУШКОВОЙ. В течение недели с 24 по 30 марта она проходила стажировку в трех лучших школах города Хельсинки, где познакомилась с феноменом финского образования и сопоставляла увиденное с личным опытом. Наблюдениями опытный педагог поделилась не только с коллегами, но и с «Беловским вестником». Свое мнение относительно мировых тенденций в образовании высказала и директор лицея Елена Николаевна БЕЛОВА.

В Финляндию через «Страну киви»

— Елена Левонтьевна, расскажите для начала немного о себе. Почему вы выбрали педагогику?

Е.Г: — Думаю, это призвание. Почти 25 лет прошло с того времени, как я окончила Кузбасский педагогический институт и вернулась в новой для меня роли учителя в родную школу №22.

— К каким педагогическим приемам вы прибегаете, чтобы изучение иностранных языков давалось детям легче?

Е.Г: — Ученик с удовольствием учится, если ему интересно. А где находится современный ученик чаще всего? Правильно, в Интернете!

Четыре года наш лицей увлечен проектной деятельностью. Мы – активные участники проектов из Путеводителя сетевых проектов. А недавно я совместно с Городецким педагогическим университетом (Беларусь) разработала два сетевых проекта: “Загадки Лира” и “Страна киви”. Их успешная реализация подтолкнула меня к участию во всероссийском конкурсе “iУчитель”. Он проводился уже в третий раз. Я стала финалисткой конкурса этого года и была награждена стажировкой в Финляндию.

— У конкурса любопытное название. Что в данном случае может означать «i»?

Е.Г: — Дословно «i» — это «я», а также это информационные технологии, инновации и интерес. Главная идея конкурса – продемонстрировать применение информационных коммуникативных технологий в процессе обучения. Его хорошо поддерживает «Рыбаков Фонд»*. Для участия я заполнила анкету, мой ученик 6 класса Денис Павлов помог создать видеоролик о сетевом проекте «Страна киви». Он ориентирован на 5-7 классы. Главный герой проекта – птичка киви, которая, как известно, живет только в Новой Зеландии. В рамках изучения школьной программы мы практически не говорим об этой стране. Путешествуя же по этапам нашего сетевого проекта, дети знакомятся с ее историей, знаменитыми людьми, достопримечательностями. Это своеобразная мини-энциклопедия, к которой школьники могут обращаться не только при изучении английского языка, но и географии, истории и других дисциплин.

— Если объяснять простым языком, что такое сетевой проект?

Е.Г: — Это своеобразный учебник, размещенный в Интернете. Группы детей выполняют по нему задания. После каждого этапа нужно сделать мини-проект, используя при этом специальные инструменты – «ленту времени», «ментальные карты» и прочие. Это трудоемкий процесс. Пока другие беловские школы неактивно включаются в этот процесс. Хорошо участвуют новокузнечане. Наш лицей занимается в сетевых проектах уже несколько лет.

— Кто-то еще от Кузбасса ездил на стажировку? Кто финансировал поездку?

Е.Г: — Со всей России собралось 48 финалистов, из них трое из Кемеровской области: я и два учителя из Новокузнецка и Тисуля. Финансировал поездку «Рыбаков Фонд». Оплачено было все до копейки: проезд, проживание в лучшем отеле «Sokos». Эта же организация совместно с ассоциацией НОТО (Национальное общество технологий в образовании) и Университетом Хельсинки организовывала все мероприятия.

В центре стоит ученик

— У вас уже наверняка сформировалось мнение об увиденном. Итак, что же вас впечатлило в финской системе образования?

Е.Г: — В течение недели мы полностью погрузились в ее изучение: лекции и беседы с профессором Кристи Лонка, дружественные диалоги c финскими учителями и российскими коллегами.

Нам удалось посетить три школы, все расположены в Хельсинки. Это динамичные, комфортные, мобильные, образовательные пространства, в центре которых стоит УЧЕНИК. Он вовлечен в групповую работу, которая направлена на формирование умений, необходимых человеку 21 века.

Первой мы посетили старшую школу «Tikkurila High School». Поразили огромное пространство школы, большой и современный холл, в центре которого находится столовая, нет гардеробной, в кабинетах много современной мебели. Парты расставлены для работы в группе. В школе можно выбрать профильное углубленное обучение по одной из предметных областей. Удалось заглянуть в учебник по математике, в котором 158 страниц, и они все посвящены теме “Вектор”.

Во второй день нас встретила новая современная школа «Juvanpuisto School». В ней изучают иностранные языки — шведский, английский и французский. Там много детских клубов (кружков), которые ведут старшеклассники. А еще после уроков школа открывает двери родителям, которые проводят мероприятия. Например, взрослые основали мотоклуб при школе.

Развеялся миф о том, что в финской школе нет домашних заданий. На уроках дети предпочитают не списывать, так как осознают, что знания пригодятся им в будущем.

Понравились и удивили кабинеты для уроков технологии. Класс шикарно оборудован: современная техника, красивая мебель, текстиль. На уроке мальчики и девочки вместе готовят, накрывают на стол. В слесарно-столярной мастерской опять же разнополые ученики занимаются вместе: пилят, строгают, работают на станках, которых тоже в изобилии.

Мечта любого учителя физической культуры — оборудованный современной техникой спортивный зал. То, что мы увидели, нас поразило. На тренажерах занимались школьники с прикрепленными датчиками, а на огромном экране, находящемся на стене, отображались их показания пульса и процент выполнения заданий. Столько технического оборудования в спортивном зале! Проектор, экран, огромный телевизор, музыкальная установка. Приятный молодой учитель физкультуры говорит по-русски (в Финляндии во многих семьях говорят на русском языке, видимо, сказывается тот факт, что прошло относительно немного времени, когда страна входила в состав Российской империи). Педагог мечтает стать спортивным инструктором, но для этого ему придется окончить магистратуру. Как ни странно, чтобы стать учителем в Финляндии, совсем не обязательно иметь высшее образование.

В коридорах школы много пространства для двигательной активности — скалодром, интеллектуальные классики, теннисный стол и удобная мебель, где можно посидеть и поболтать во время перемены. Желающие могут выйти в школьный двор, где есть наставник, который поможет организовать досуг. Феноменально: дети в финских школах не бегают на переменах, потому что не хотят. Так ответила мне одна из школьниц.

Чем же еще могла удивить нас финская школа? Например, обучением на феноменах. Да-да, именно феномены – основа образовательного процесса одной из старейших частных школ Финляндии с загадочным названием «СЮК». Она основана в 1886 году. Мы попали на проектный день по теме “Балтийское море”. Балтийское море — это феномен, предложенный учащимся для исследования. Его изучали через разные предметы: географию, историю, иностранный язык, искусство, математику, информатику, экологию.

Библиотека в школе

В основе образования — доверие

— Елена Левонтьевна, слышала, что в финских школах не ставят оценки. Так ли это?

Е.Г: — До 6 класса дети получают отметки-комментарии, которые автоматически поступают родителям посредством электронных дневников. Но меня больше удивило другое – их отношение к оценкам. Как сказали сами ученики, они стараются не получать плохие оценки не из-за наказания, а потому что не хотят расстраивать родителей.

— Как в Финляндии обстоят дела с выпускными и вступительными экзаменами?

Е.Г: — Перед профильной (старшей) школой ученики сдают финский и шведский языки как родные, английский язык и математику. В старшей школе (это наши 10 и 11 классы) ученики на протяжении всего обучения сдают модули по предметам. Не сдал один — не допускаешься к другому. И чтобы выйти на итоговую прямую, надо набрать определенное количество модулей.

— При характеристике финской системы образования вы часто используете слово «доверие». В чем оно заключается?

Е.Г: — На нем держится ровным счетом все в финской школе. Учитель вправе выбрать программу, учебник, образовательную платформу. Здесь считается, что педагог работает на результат, а значит волен применять самые разные методы его достижения. Свобода просматривается на всех уровнях взаимоотношений: правительство доверяет учителю, учитель — ученику, ученик — родителям и т.д. Именно эта система сделала финское образование лучшим в мире.

— Как вы считаете, есть ли какая-то закономерность того, что именно в Финляндии система взаимодоверия стала возможна и дала такие результаты?

Е.Г: — Возможно, отчасти способствовал темперамент финнов: они спокойные, сдержанные, а еще они семейные. Ну, например, мы стали очевидцами следующей ситуации: прямо на открытом уроке ученик прилег на парту. На наше удивление учитель ответил, что ребенок хорошо учится, воспринимает информацию и волен вести себя так, как хочет.

Е.Б.: — Считаю, что школа – это зеркало социальных законов страны. Если школа независима от государства, то и ученики ведут себя свободно.

Наши ученики продвинутей

— Елена Николаевна, как вы думаете, а возможно ли применение этого опыта в России?

Е.Б.: — В данных реалиях нет. Государство дает нам четкие нормативы. А мы соответственно вынуждены загонять в эти рамки учеников. Если мы будем вести себя иначе, ребенок не добьется успеха.

Почему у нас не приживется Вальдорфская система? Потому что она предполагает полную свободу учеников. Это когда говорят: делай, что хочешь, но выдай определенный результат. При этой системе детей плоть до 8 класса учит один учитель. Считается, что при предметной системе образования мы выигрываем в содержании, но разбиваем целостность личности ребенка. При Вальдорфской системе учитель не претендует на то, что он специалист в том или ином предмете, он познает его вместе с ребенком. Эта система отчасти имеет право быть. Ведь не секрет, что когда наши дети приходят в пятый класс, у многих резко снижается успеваемость.

Е.Г.: — Финны используют подобный подход. Например, один учитель ведет все уроки вплоть до 6 класса. Педагоги посещают все возможные курсы, чтобы расширить свой кругозор.

— Сейчас многие сетуют, что мы развалили величайшую советскую систему образования. Вам какая система ближе: Вальдорфская или советская?

Е.Б.: — Считаю, не стоит впадать в крайности. Советская система имела много положительных сторон. Но она работала на среднестатистического ученика и была актуальна только для своего времени. В нее не вписывались дети одаренные, а также требующие особого подхода в обучении. Все стремления вернуться назад ни к чему хорошему не приведут.

— Получается, в Финляндии, ребенок прежде чем подойти к профильному обучению, ищет себя, посещает разные кружки. Что интересует финских детей?

Е.Г.: — Многие занимаются робототехникой. Но мне показалось, что наши дети продвинутей, они настроены на эксперимент, на саморазвитие. А там ребята чаще собирают конструкторы по шаблону.

Е.Б.: — Этому есть объяснение. Все страны, и в том числе Финляндия, которые делают ставку на развитие личности, по содержанию отстают от нас. Мы тянем детей, приставляем к ним учителя, который помогает, создаем условия для реализации их потенциала. Они же дают шаблон. Не понравится ученику – заинтересуется чем-то другим. А в старшей школе он уже будет знакомиться с выбранным профилем детально.

В Финляндии учителя не разделяют детей на одаренных и обычных. Они не участвуют в конференциях, олимпиадах. Мы с ранних лет воспитываем в школьниках конкурентность. В российской школе в центре всегда стоял предмет, содержательный блок. Но в личностном развитии, универсальных знаниях, функциональной значимости (применении этих знаний в жизни) мы уступаем. Потому что у нас есть образовательные программы. Отступая от них, мы подставим своих учеников. Ведь им, в конечном счете, придется сдавать ЕГЭ, а требования к строгие.

А по улицам бегают зайцы

— А есть ли что-то, что мы уже сегодня можем перенять у Финляндии?

Е.Б.: — Нас привлекла идея изучения феноменов. Это не значит, что мы будем отступать от существующих программ обучения. Но у нас уже есть мощный опыт проектно-исследовательской деятельности. Как я понимаю, изучение феноменов во многом схоже с этой работой.

— Елена Левонтьевна, получилось ли вам посмотреть Хельсинки? Что еще привлекло ваше внимание?

Е.Г.: — Не зря Финляндию называют страной тысячи озер. Болотистая местность задает свой тон, дороги там волнообразные. И архитектура отличается плавностью линий, в отделке много стекла, витражей. В интерьере прослеживается минимализм. Любопытно, что встретить в на улице в Финляндии зайцев, так же привычно, как и у нас кошек и собак. Сразу как мы приехали в страну, нас предупредили, что воду можно спокойно пить из крана, она здесь одна из самых чистых в мире. Достопримечательностей в городе не так много. Мне больше всего запомнилась центральная библиотека «Oodi». Огромное новое, современное здание. Вплоть до 10 часов вечера любой желающий может зайти туда, воспользоваться Интернетом, читальным залом, посмотреть фильмы.


* Российская некоммерческая организация, декларирующая своей целью поддержку предпринимательства, образования и социальных некоммерческих проектов.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода