Платье для учительницы

Автор: Владимир Голубничий

«Не умею я ваши палочки писать и в школу больше не пойду», — заявил я маме осенним вечером 1958 года. А надо сказать, что начинали мы тогда писать карандашами, и только освоив этот писчий инструмент,  переходили на ручки. Те ручки еще недалеко ушли от гусиного пера, каким Александр Сергеевич Пушкин писал свои бессмертные творения, и представляли собой деревянные палочки, обжатые с одной стороны жестью, куда и вставлялись стальные  перья, раздвоенные на конце, чтобы, варьируя силу нажима, получать линии различной толщины и красивую вязь письма. Но до того перо надо было окунуть в чернильницу-непроливайку и благополучно донести этот разовый заряд чернил до строки, что не всегда получалось. Частенько на тетрадном листке вместо ровных наклонных палочек появлялась клякса. А это – двойка. Ведь наш предмет назывался «чистописание», а учительница Людмила Владимировна было строгой.

Хотя учителя жили по соседству и мы дружили с их детьми, но они нам казались людьми необыкновенными. Да они такими и были. Первые учителя в нашем селе — муж с женой Кичигины Владимир Васильевич и Капитолина Александровна — стали родоначальниками учительской династии. Их дети, Николай Владимирович и Людмила Владимировна, пошли по стопам родителей.

В этом году исполнилось сто лет с тех пор, как Капитолина Александровна пришла преподавать в нашу школу на хуторе Романтеевском Омской области. Родилась она в 1882 году, окончила гимназию в Тюмени. Кичигин Владимир Васильевич родился в 1894 году, окончил три полных курса филологического факультета Московского университета. И вот в этой интеллигентной семье выросла и получила воспитание моя первая учительница Людмила Владимировна. С ее сыном и моим одноклассником Володей мы дружим до сих пор.

Где-то к третьему классу школы у меня вызрели и вполне оформились три мечты. Во-первых, я хотел воскресить своего дедушку Александра Никифоровича, умершего в 1958 году, во-вторых, тоже вернуть к жизни дедушку всех детей СССР – Владимира Ильича Ленина, потому, что в народе существовало стойкое мнение, что он-то точно знал дорогу к коммунизму, и мы бы там мигом очутились со всей лафой бесплатной еды и дармовой одежды. Именно с одеждой была связана моя третья мечта – сшить новое платье своей любимой учительнице. Почему сшить? Нет, я не мечтал стать портным, просто в то время, во-первых, многое было в дефиците, а во-вторых, народу и в голову не приходило тратить свои малые деньги на то, что можно было сделать самому.

Например, я пошел в первый класс практически полностью обшитый мамой. Брюки с гимнастеркой, а тогда такая форма была обязательной, мама сшила сама, как и несколько рубашек, сатиновых трусиков да еще вельветовую курточку, на которой, впрочем, я скоро повис на заборе из кольев, пытаясь сократить путь домой. На упрек мамы, как же так, я же ее только тебе сшила, а ты уже всю разорвал, я ответил аргументированно: «Мама, если бы она не порвалась, то я до сих пор так бы и висел на заборе».

Благодаря отличной памяти я, как это ни парадоксально, до третьего класса практически не умел читать. Книги брал в школьной библиотеки часто и не по одной. Когда приносил обратно, меня поначалу проверяли: открывала библиотекарь сдаваемую мною книгу наугад  и тыкала пальцем в название рассказа, и я бойко пересказывал содержание. Хитрость была простая: дома я упрашивал маму почитать мне книжки, запоминал и цитировал. Учебники к новому учебному году мы прочитывали еще летом. Так что проблем не было. В третьем классе народ уже читал бойко, я шпарил наизусть, а незнакомые тексты мыкал по слогам. Однажды Людмила Владимировна на уроке чтения начала читать нам из «Пионерской правды» рассказ про партизана-пионера. Звонок прозвенел на самом интересном. «Дома сами дочитаете и завтра расскажете на уроке», — дала задание учительница.

Я сгорал от нетерпения что же там дальше, а мама с работы приходила только вечером, поэтому пришлось самому разбирать газетный текст. Рассказ занимал целую страницу, и когда я дошел до конца, то обнаружил, что читаю уже довольно бегло. Потом меня было от книг не оторвать. Порой даже под одеялом с фонариком читал.

Про своего первого учителя, про школьные годы, наверное, каждый из нас может долго рассказывать. Я вам приведу еще только один пример быстрого счета от Людмилы Владимировны. Вот как умножить любое двузначное число, оканчивающееся на пять, само на себя, то есть возвести в квадрат. Для этого надо умножить первую цифру на число, которое на единицу больше, и добавить в конец числа 25. Например, 25 умножить на 25. Два умножаем на единицу больше, значит на три, получаем 6 и добавляем 25. Итого 625. Ну, да этому, наверное, и сейчас учат. Ведь по большому счету ничего не меняется в классическом образовании, как и понятие Учитель.

Кто ваш любимый учитель?

Ирина Николаевна МАЙОРОВА, 56 лет, учитель географии и биологии лицея №22:

Галина Петровна Журавлёва – вот для меня образец педагога. Она пришла к нам, когда я училась в 5 классе, и довела до выпуска, отлично преподавала математику. Ей уже за 70 лет, а она всё ещё работает  в Старобачатской школе –специалист она незаменимый. Мы, её ученики, регулярно встречаемся с Галиной Петровной. Наш дружный класс – во многом её заслуга. У нас в классе пятеро стали учителями, все до сих пор работают в школах. А 12 девочек и мальчиков создали супружеские пары – полкласса переженилось!

Марианна ОСТАНИНА, 27 лет, оператор очистных сооружений:

Ирина Новомировна Болдырева была у нас в школе №24 учителем алгебры и геометрии, а заодно классным руководителем. Я,  например, занималась спортом, а это сами знаете: пропуски, отставание в учёбе. Ирина Новомировна всегда была готова помочь наверстать, подходила с пониманием. Она всё ещё работает, учит детей. Хочется сказать ей спасибо за знания, а самое главное – за человеческую поддержку. Вот Глеб подрастёт, хорошо бы, чтобы его учили такие люди!

Егор ТРОФИМОВ, 15 лет, студент Беловского педагогического колледжа:

— Из школьных учителей хочется отметить Ольгу Александровну Буряшкину – учителя математики школы №9. К каждой теме и к каждому ученику подходила по-особому. Это не просто педагог – это душа школы.

А из преподавателей колледжа отмечу Игоря Ивановича Чештанова, это человек с огромным жизненным опытом.

Иван ХАЗОВ, 35 лет, механик связи цеха сервиса и логистики «ММК-Уголь», певец:

— Помню многих учителей школы №21. Добром вспоминаю первую учительницу Галину Васильевну Кокорину. А Евгения Олеговна Плотникова (ныне директор школы №16) стала нашим классным руководителем в 5 классе, она помогла мне с первыми выступлениями: я пел, она аккомпанировала мне на пианино! Помогали учителя окрепнуть и физически. Наш физрук Анна Георгиевна Копусова научила меня правильно бегать. Уже работая на предприятии, выступал на соревнованиях за команду цеха и вспоминал добрым словом её советы.

Анастасия ПАВЛОВА, 18 лет, абитуриентка КемГУ:

Ирина Николаевна Диркс из школы №4 – отличный математик. Когда она стала нашей классной, то сразу выяснила, кого нужно подтянуть по её предмету, успокоила. Бывала и строгой, но  спрашивала всегда за дело. Надежда Витальевна Евдокимова преподавала ОБЖ у нас в БелТТиСУ. Если она видела, что кто-то неправ, то всегда говорила об этом, а если прав – хвалила. Это ценное качество, ведь многие видят только свою правоту.

Валерия ЕРМАКОВА, 33 года, депутат горсовета, специалист Центра молодёжной политики и туризма:

— Для меня знаковыми стали несколько педагогов. В общеобразовательной школе №12 это были учитель математики Александра Григорьевна Кирьянова, благодаря которой я с лёгкостью поступила в СГУПС и поняла, что любую задачу можно решить, стоит только найти подход. А учитель истории Галина Анатольевна Алехина взяла меня в сборную школы КВН и дала возможность раскрыться с другой, комедийной стороны.

Опрашивал беловчан Олег БЫКОВ.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода