Мария МЕРКУЛЕНКО

Автор: Анастасия СЕРГЕЕВА. Фото из личного архива М. МЕРКУЛЕНКО.

Три минуты танца и вся жизнь

Мария МЕРКУЛЕНКО родилась в Казахстане, в городе Экибастуз. В 1999 году Маша вместе с бабушкой и дедушкой переехала в посёлок Бабанаково. Здесь она окончила 9 классов в школе №4. С 7 лет занималась танцами у Гелены Геннадьевны Леонтьевой (ныне директор ДК угольщиков) в Доме культуры «Шахтёр».
После 9-го класса Маша поступила в Беловский педагогический колледж. Получила образование по направлению «Дошкольное образование» и дополнительной квалификации «Хореография». Позже поступила заочно на хореографическое отделение в кемеровский Институт культуры, который успешно окончила в 2018 году.
Сейчас Мария работает балетмейстером-постановщиком Центрального Дворца культуры и руководит ансамблем эстрадного танца «Лимонад» (ЦДК).
В 2021 году она получила звание «Молодой лидер года».

Бабушкин шантаж

— Я с детства знала, что танцы – это моё призвание. Просила бабушку отдать меня в хореографический кружок. Она привела меня к Гелене Геннадьевне, но с условием, что я буду успевать и в школе, и на танцах. Бабуля меня часто шантажировала: «Будешь плохо учиться — на танцы не пойдёшь!». А для меня пропустить танцы было трагедией, — улыбаясь, вспоминает Маша. – Помню, смотрела на Гелену Геннадьевну, училась у неё педагогическим азам: как она подавала информацию, как показывала новые связки. Это тот человек, которому я благодарна за наставления от всей души.
— Сейчас с Геленой Геннадьевной общаетесь?
— Да, мы очень близки, она всегда поддерживает меня. Если мы встречаемся на каких-то репетициях, всегда обнимемся, спросим о делах, здоровье. Недавно Гелена Геннадьевна приглашала меня в ДК угольщиков «пожюрить».
— Маша, а кто-то в твоей семье танцевал? Откуда, так сказать, «ноги растут»?
— Танцами никто, кроме меня, не увлекался. Моя бабушка Лидия Суланбековна Дзисяк долгое время в Казахстане занималась спортивной гимнастикой.

Не могла стать кем-то другим

— Что для тебя должность балетмейстера?
— Балетмейстер-поста-
новщик с детским коллективом — это и воспитатель, и учитель, и родитель. Отчасти я и психолог, потому что сейчас старшие дети находятся в подростковом возрасте. Порой их переполняют эмоции, и они не могут с ними справиться. А я всегда чувствую, когда кто-то из детей не такой, как всегда: например, не так занимается; какие-то грустные глаза, и т.п. После занятия я оставляю этого ребёнка, и мы разговариваем по душам.
По мне, хореограф должен много читать, чтобы развивать фантазию. Так как работаю с детьми от 9 до 13 лет, я предпочитаю детскую литературу и мультфильмы, чтобы идеи для танцевальных номеров просыпались в моей голове. И ребятам рекомендую то, что смотрю или читаю, — делится моя героиня. — Я как-то увидела мультик «Головоломка» про эмоции, и мне захотелось сделать танец по его мотивам, так сказать оживить мультик. И у нас получилось.
Мне от моей работы отдыхать не хочется. Я настолько себя в этом деле гармонично чувствую. Даже не представляю, что я могла бы стать врачом, ветеринаром, парикмахером или кем-то другим. Дети заряжают невероятно! Когда ты смотришь в их глаза, наполненные любовью, то хочешь отдать всю себя и весь мир им. Надеюсь, что какой-то след и частичку себя я оставлю и в их душах.

Творчество создаёт большие семьи

— Как ты попала в ЦДК?
— Я работала на эстрадном отделении в Детской школе искусств №12 под руководством Елены Фёдоровны Пискаевой. В дружную семью ЦДК меня позвала Марина Сергеевна Высоченко. Случилось это ещё в 2014 году.
— Маша, расскажи про свой «Лимонад».
— Ансамбль существует уже 8 лет. Ребята пришли ко мне совсем маленькими – им было 5-6 лет. Сейчас старшей группе уже по 12-13 лет – это юные и красивые девушки и парни. У меня две группы — старший состав — 20 человек, младший – 23 человека (9-10 лет).
«Лимонад» — это моя большая семья. Ребята называют меня танцевальной мамой. Когда идут подготовки к праздничным концертам (например, к 8 Марта, Дню города и т.п.) или конкурсам, мы в зале находимся, можно сказать, днями и ночами. Дети так и говорят: «Один дом — где наши родители, а второй — ЦДК». Но по-другому никак! Если мы хотим хороших результатов, то нужно жертвовать своим временем и выходными. Дети понимают, для чего они это всё делают, когда на конкурсах входят в тройку лучших.

Номер рождается по крупицам

— Что самое главное в танце?
— Костюмы, реквизит, хореографическая лексика (элементы танцевального языка; отдельные движения и позы, из которых складывается танец как художественное целое, – А.С.), эмоции — это всё важно в танце.
У нас потрясающий костюмер Евгения Александровна Ивушкина, которая воплощает любую задумку. Она лучший костюмер не просто в нашем городе, но и в Кемеровской области. Евгения Александровна настолько понимает все тонкости в тканях, фурнитуре, нитках. У неё потрясающее видение и огромный опыт. Вместе с ней создаём шикарные сценические образы! На это дело мы тратим много времени, а танец всего три минуты длится.
— Сколько уходит времени на то, чтобы поставить номер «от» и «до»?
— В идеале на один номер уходит 4-5 месяцев. Сначала нужно сочинить танец в своей голове, а затем продумать его детально наяву. Потом пытаешься эту хореографическую лексику донести до ребят. Что-то получается, а что-то нет, ведь у каждого из нас абсолютно разные способности. А ещё нужно создать костюмы, декорации, реквизит. Сколько я работаю – всегда точное попадание во всём. Потому что вокруг меня есть сподвижники, которые мне помогают, направляют.
— Где твои творческие ориентиры?
— У нас в области есть коллективы и хореографы, которые я считаю примерами для подражания. В их числе Инна Викторовна Янченко (Краснобродский, народный самодеятельный коллектив, хореографический ансамбль «Солнечные лучи»), Анна Анатольевна Константинова (Новокузнецк, шоу-балет «Аура»), Наталья Борисовна Рогожникова (Топки, ансамбль танца «Грация»), Марина Сергеевна Высоченко (Белово, ЦДК, ансамбль эстрадного танца «Акварель»), Гелена Геннадьевна Леонтьева (Новый Городок, ДК угольщиков, хореографический ансамбль «Сударушка») — все они потрясающие! Смотря на них, думаешь: «Есть к чему стремиться! Ты ещё только начала взрастать, а люди добились таких высот». Нам, действительно, повезло, что в нашей области столько достойных балетмейстеров. У них есть чему поучиться. Самое прекрасное, что они не жадничают своими знаниями: готовы давать мастер-классы, советовать литературу, да и просто наставлять молодых специалистов.
Также меня вдохновляют Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени Н.С. Надеждиной (город Москва), Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени М.С. Годенко, Николай Цискаридзе и многие другие.

«Уже не имеешь права снижать планку!»

— Маша, ты стала «Молодым лидером года».
— Да, это было очень неожиданно. Когда мы отправляли заявку, я, честно, и не думала о победе. Приятно, что меня и мой труд заметили.
А ещё здорово получить награду от нашего главы Алексея Викторовича Курносова. Он пожал мою руку и сказал: «Молодец! Так держать!». И когда твой портрет висит на Доске почёта — это мотивирует на ещё большие вершины. Уже не имеешь права снижать планку!
Кстати, в этом году «Лимонад» подаёт документы на звание образцового коллектива. Вместе с директором ЦДК Алиной Евгеньевной Аксановой приняли такое решение. Для этого звания нужны первые места на различных конкурсах, а они у нас есть (в том числе пять Гран-при), выступления на всех площадках города. К тому же, я получила звание «Молодой лидер года», а затем и звание «Человек года». Дай Бог получим и статус «образцовый», — с искоркой в глазах сообщает моя собеседница.

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Погода