Эдуард Межонов

Автор: Олег БЫКОВ. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО и из архива Эдуарда МЕЖОНОВА.

С любовью о железе, или Пламенный мотор Эдуарда Межонова

Имя Эдуарда МЕЖОНОВА уже несколько раз попадало на полосы «БВ». Член Кузбасского клуба любителей ретротехники «Ретрогуберния», он то и дело организует ретро-пробеги по городским улицам. Тысячи беловчан видели его то верхом на старинном мотоцикле, то за рулём советского армейского «газика», которые он восстановил своими руками. Это – самая приметная сторона его жизни. Вот и накануне Дня Победы, 2 мая, на центральной площади города выстроилась техника под красными знамёнами. Одним из организаторов этого всекузбасского пробега был наш земляк.

Но Эдуард умеет восстанавливать не только старые мотоциклы, но и веру в человека: вместе с супругой Ларисой уже много лет он помогает ребятишкам из детского дома. Благотворителей и просто неравнодушных людей в Белове немало. Но даже на их фоне семья Межоновых выделяется своим участием: в детдоме, в приюте их видят несколько раз за месяц. И знают, к кому обратиться с просьбой о срочной помощи, потому что тут отказа не будет. Впрочем, о своей искренней любви к старому железу и к молодому поколению Эдуард лучше всего расскажет сам.

 

Детские мечты стали явью

— Эдуард, откуда у вас это стремление – восстанавливать старую технику?

— Даже не знаю. Но помню точно, что ещё в детстве меня привлекала ретро-техника. В ней есть история, сила, мощь. А ты можешь своими руками вернуть ей изначальные красоту и скорость! А порой – и исполнить свои детские мечты.

Вот красавица «Ява». Этот чехословацкий мотоцикл был пределом мечтаний советского подростка. Когда я был маленький, все самые крутые пацаны ездили на «Яве-634». Для меня они были просто богами (улыбается)! И, конечно, у них на крыле обязательно стоял чугунный чёртик каслинского литья. И я думал: «Вырасту, и будет у меня своя «Ява» с таким вот чёртиком!». И вот моя собственная «Ява» уже почти в полной готовности (разве что глушитель и сцепление нужно доделать), а вот и чёртик – чугунный, а не какая-нибудь китайская пластмасса!

— Помните свой первый мотоцикл?

— Это был отцовский «Иж Планета-2». Помню, мне было 10 лет, я на лето отправился в детский лагерь «Рассвет» под Бачатским, а отец приехал на нём, усадил меня впервые за руль и я стал учиться водить на лесных дорожках. Нет больше этого лагеря, но живы душевные воспоминания. Как и моя любовь к технике. 

Они будут жить!

— В каком виде к вам приходят мотоциклы?

— Обычно это мешок запчастей, ящик с болтами-гайками и заржавелая рама: «На, забирай!». Чаще всего старые мотоциклы можно отыскать по деревням, где они порой десятилетиями пылятся в гаражах. Находил мотоциклы в сёлах Беловского района, в Прокопьевске…

Я готов взяться за восстановление любого байка, главное, чтобы на него были документы – поставить на учёт. Наверно, сейчас единственный у меня мотоцикл, не собранный «с нуля», — туристический эндуро «BMW» 1999 года выпуска. Купил его, когда понял, что на дороге самое интересное начинается там, где заканчивается асфальт. С тех пор на нём стараюсь выезжать на природу.

— А откуда взять запчасти для ремонта раритетов? Их ведь часто уже не выпускают!

— Есть Интернет, есть друзья, которые тоже увлекаются ретро-техникой. Да, найти оригинальные запчасти нелегко, к тому же, они могут быть в ужасном качестве – годы металл не щадят! Кстати, часто делаю заказы в Польше. Поляки – молодцы, наладили массовое производство запчастей для автомобилей и мотоциклов прежних времён.

Вообще, для меня как настоящего ценителя старины принципиально сохранить максимальную достоверность и точность. Единственное исключение – резина. Скажем, покрышки 50-х годов уже непригодны к использованию (резина рассохлась), но можно заказать почти идентичные настоящим. Там разве что рисунок протектора другой! Кстати, порой трудно найти нужный цвет для покраски. Скажем, если «Яву» окрасишь не тем оттенком красного, который нужен, армия фанатов «Явы» тебя просто заклюёт! 

— Насколько сложными бывают пути техники по дороге в ваш гараж?

— Тут многое решает случай. Скажем, сейчас я работаю над венгерским мотоциклом «Паннония» 1970 года выпуска. А попал он ко мне чудом. Я помогал с запчастями на старую «Волгу» одному кемеровчанину – совершенно незнакомому. Решил отдать ему бесплатно лишние болты для регулировки подвески, встретились на колмогоровском кольце, а я второпях не снял байкерский жилет. «Ты мотоциклист? Слушай, у меня «Паннония» стоит, не знаю, куда пристроить, нужны добрые и умелые руки!», — говорит. Отдал мне за символические деньги, все довольны, а мотоцикл точно будет жить. Рама уже окрашена и смонтирована, осталось совсем немного работы. 

А вот и более удивительная история. Есть у меня «Иж-49» с наградным вымпелом ВДНХ на крыле.  Этот мотоцикл был вручен в качестве подарка машинисту комбайна Василию Егоровичу Голошумову из Демьяновки за рекордные показатели в уборочной 1954 года! Геройский дед был – орден Ленина, два ордена Трудового Красного Знамени. Теперь хозяина уже нет, с трудом я нашёл остатки мотоцикла и уговорил родственников уступить мне. Долго не соглашались, боялись, что в металлолом сдам. Пришлось пообещать привезти и показать наследникам легендарного комбайнёра восстановленный мотоцикл.

— Ремонтируете за раз несколько мотоциклов? Или вы «однолюб»?

— То и дело переключаюсь. Сами понимаете: где-то не пришли ещё заказанные запчасти, а руки требуют дела! Скажем, сейчас я работаю над восстановлением первого советского внедорожного мотоцикла «Тула», который производился с 1984 года. Редкая вещь: колёса широкого профиля, его делали специально для сельских жителей, рыбаков, туристов. Готов на 99,9%, осталось только собрать приборную панель, в этом сезоне «Тула» точно поедет!

До чего дошёл прогресс!

— Техника у вас выставочная или на ходу?

— Каждый мотоцикл или мопед я стараюсь вернуть в строй и периодически обкатываю. Пыль, грязь местами – это как раз потому, что мотоциклы не стоят в гараже, а реально используются, они живут.

Но в ретро-выставках я тоже стабильно участвую. Самая любимая – ежегодный фестиваль «Ретро-Сибирь» в музее «Томская писаница». Для него, например, я восстановил мопед Львовского завода «Верховина-3». На таком мопеде гонял Сыроежкин в фильме «Приключения Электроника». Помните песню: «До чего дошёл прогресс, до невиданных чудес!». А тут как раз фестиваль, посвящённый машинам в кино! Роль Сыроежкина на фестивале исполнил мой сын: рыжий парик, зелёный свитер и т.д. Заняли первое место! Раму этой «Верховины» нашли валявшейся на каком-то огороде, собирал я мопед по болтику, а сейчас он уже побывал на ретро-выставках по всей Сибири!

— Есть мотоцикл, на котором вы ездите чаще всего?

— Это «Иж-49» 1954 года, сделанный после войны на базе трофейных немецких мотоциклов. Его восстановлению я отдал четыре года и столько сил, что это нельзя даже оценить деньгами. Всё, вплоть до гоночного шлема сталинских времён и пистолетной кобуры для боевого антуража (смеётся), было мною собрано, продумано, покрашено, отделано. Труднее всего было достать бочки глушителей. А колени глушителя, которые я достал, пришлось потом ещё выпрямлять на заводе в Новосибирске.

— А на каком мотоцикле вас трудно увидеть?

— Наверно, на «Иж-К16». Это легенда советского мотоспорта, его не было в открытой продаже, поставлялся исключительно в сеть ДОСААФ и мотокросс. А редко я на нём выезжаю потому, что потихоньку ехать неинтересно, а быстро ехать – страшно! Опыта мотокросса у меня нет.

— То есть вы не гонщик?

— Многие садятся на мотоцикл именно за скоростью, за ветром. Но я предпочитаю спокойные поездки, мне ценнее само ощущение старинной техники, возвращённой к жизни. Даже свой японский байкерский «чоппер» я продал ради туристического эндуро.

От «Касатки» до детской машинки

— Вы – фанат мототехники. А машина у вас есть?

— Есть, даже две. Первая – это «ГАЗ-21». Нашёл «Волгу» в гаражах неподалёку, с трудом завели. Она ко мне приползла на первой передаче, чтобы умереть. Когда стал разбирать, то задница просто отвалилась: полностью сгнили лонжероны. Но я не привык сдаваться: пять лет работал над ней и смог оживить. Назвал её «Касаткой» — по новой чёрно-белой окраске. Сейчас моя «Касатка»- непременный участник ретро-пробегов и городского, и областного уровней.

А второй автомобиль – это «ГАЗ-69», который я разыскал в Чусовитино. Вот на «ГАЗе» я езжу постоянно. Отличная машина, на которой в советское время могли ездить разве что офицеры, геологоразведка или председатели колхозов. Народ удивляется, когда я и зимой еду без верха, а я только посмеиваюсь. Такой бешеный позитив от него! Даже не хочу ставить тент, хоть и есть дуги, – пусть будет кабриолетом, открытым солнцу и ветру!

— Помимо брутальных мужских байков, у вас тут стоят и крохотные мопеды…

— А между тем, внимания они заслуживают не меньше. Вот «Рига-26» (он же «Мини»). Уникальный мопед, сделанный с оглядкой на Японию, специально для городских улиц, для транспортировки у него складной руль: открутил барашки — и мопед можно засунуть в багажник, подсобку и т.д. Нашёл его в жутком состоянии, с лопнувшей рамой, а сейчас он уже почти на ходу, разве что проводку осталось подключить.

Но есть у меня и совсем крохотные редкости. Вот советский детский педальный мотороллер, который нашли на помойке, свёрнутым в бесформенный комок. Такие мотороллеры делали в Обществе слепых в 80-е годы. Восстановил, покрасил, даже заказал и поставил на него «родные» плафоны. У меня в детстве такого не было, а почему бы сейчас не завести игрушку (улыбается)?

Жена помогает мне дышать!

— Наверно все эти ремонты отнимают у вас немало времени!

— Да, всё свободное время я провожу в своих гаражах. Это время, деньги, силы… Помогают друзья, единомышленники – инструментом, золотыми руками, советами, иначе погряз бы я в гайках!

У нас есть горящие этим делом люди. Вот, скажем, Сергей Филиппович Бабарыкин из Старобачат. У него 50 (!) мотоциклов в коллекции, есть два «BMW» «Jawa», «CZ», «Паннония» и т.д. Есть в Белове любители и автотехники – Александр Тузовский, Антон Ефремов, Сергей Меркулов и другие. Кстати, самая популярная модель у реставраторов, конечно, «Волга» «ГАЗ-21». «Берегись автомобиля!» не просто так народным фильмом стал!

— А как супруга относится к вашему увлечению?

— Лариса в прямом смысле слова помогает мне дышать. Я работаю проходчиком на «Чертинской-Коксовой», а она – машинист вентиляционной установки (улыбается). Лариса – мой главный вдохновитель, и относится к моему хобби с пониманием. Может быть, потому, что мы и познакомились благодаря мотоциклу. Она работала продавцом в магазине, а у меня был «Урал» без коляски, зверь-мотоцикл! Заезжал в магазин за покупками, обратил внимание на Ларису, предложил однажды довезти в обеденный перерыв до дома. Села она позади меня – вот так уже и едем сколько лет вместе!

— Говорят, что и свадьба у вас была необычная…

— Да, в ретро-стиле. Мы связались  с друзьями по фестивалю «Ретро-Сибирь», приехали в ЗАГС всей колонной из 15 машин, потом отправились в «Томскую писаницу», где «фестивалили» три дня. Директор новокузнецкого ретро-музея Максим Отмахов катал нас с Ларисой на настоящем «Ford Т» 1914 года, а ещё один товарищ при подъезде к «Писанице» летал над нами на параплане с флагом с обручальными кольцами. Вот это свадьба была!

Нечужие дети

— Эдуард, вы уже не первый год помогаете ребятам из детского дома. Расскажите, с чего всё началось?

— Это было в 2013 году. О том, что мотоциклисты, байкеры в России помогают обездоленным детям, я уже знал, и вот возник план перенести это доброе дело на беловскую почву. Мы тут тоже большие и сильные! Собрал друзей, связались с педколледжем, организовали праздник в ледовой коробке – вручали подарки, катали на мотоциклах и т.д. А потом подумал: «Детский дом «Надежда» и социальный приют «Тёплый дом» находятся в Городке, зачем же ездить в Белово?». Так что стали мы уже работать с ДК угольщиков.

Сначала проводили праздник в канун Дня защиты детей, а сейчас уже стали ежемесячно поздравлять воспитанников. Супруга Лариса отмечает, у кого из детей в этом месяце дни рождения, и в конце месяца приглашаем их всех в кинотеатр, поздравляем и угощаем. На каждое Рождество тоже устраиваем дискотеку.

— Наверно, в детдоме вы уже стали своими…

— Знаете, это непросто. Дети поначалу относятся к тебе настороженно. Это и понятно, они привыкли, что к ним часто приезжают с гостинцами, но редко возвращаются. Дети чувствуют и настоящую любовь, и любую фальшь, завоевать их доверие непросто. Но сейчас, когда мы с Ларисой едем домой после работы и останавливаемся возле детдома, они сами бегут к нам, обнимают, просят помочь с ремонтом велосипеда или рассказывают о чем-то своём! Уже точно знаю, что помогать детям мы не бросим, сколько бы времени и денег это ни отнимало.

Чтобы помнили…

— Есть у вас какая-то заветная мечта?

— Ох, планов у меня громадьё! Скажем, очень хочу поучаствовать ещё раз в легендарном международном ретро-ралли «Пекин — Париж» в качестве Support Team – команды поддержки, как в 2019 году. Тогда мы с Антоном Ефремовым решили: хоть мы и поддержка (вытянуть застрявших, помочь с ремонтом и т.д.), но в грязь лицом нельзя ударить. Поэтому восстановили найденный в приёмке металла гоночный «Москвич-412» по образцу машины из отличного фильма 1972 года «Гонщики» с Леоновым и Янковским. С ним и прошли отрезок ралли от Монголии до Омской области, даже «кадиллак» вытаскивали! Участникам там нужно выложить несколько миллионов рублей и пройти отбор на мировом уровне, но и простой командой поддержки там поработать круто!

— Это – дело глобальное. А на местном уровне?

— Тут очень хочется сделать межрегиональный ретро-пробег ежегодным. У нас в нынешнем году кузбасский клуб любителей авто-мото старины «Ретрогуберния» провёл 1-3 мая пробег ко Дню Победы – от Анжеро-Судженска до Новокузнецка: со Знамёнами Победы, с прицепленными пушками, в форме военных лет! Города выбрали не случайно: в Анжерке – мощное движение любителей ретро-техники, а в Кузне – единственный в области музей автомототехники «Ретропарк».   

И есть у меня одно личное дело. Сейчас в гараже под рештаком ждёт своего часа «Верховина-6». Нашёл его знакомый в смотровой яме, где он валялся много лет. Поначалу я думал пустить его на запчасти, но решил разузнать его историю. И вдруг оказалось, что владельцем мопеда был мой товарищ, погибший на шахте… После такого речь о разборе на запчасти уже не шла, и мопед я верну к жизни. Для меня это – как долг памяти.

 

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Погода