Ирина Владимировна АТЯКШЕВА

Автор: Олег БЫКОВ. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.

 

Проводник сквозь времена

Учитель истории и обществознания гимназии №1 И.В. АТЯКШЕВА в конце минувшего года стала «Человеком года-2020», её ученики регулярно становятся призёрами исторических олимпиад, научно-исследовательских конференций, стабильно набирают высокие баллы по ЕГЭ. О том, как привить детям настоящий, а не показной патриотизм, научить любить и большую Россию, и маленький Белово, она рассказала «БВ».

От детсада в Бабанакове — до Наполеона

— Ирина Владимировна, как думаете, почему вам решили присвоить звание «Человек года-2020»?
— Наверно, благодаря моему участию во всероссийском конкурсе «Учитель года — 2020». Став победителем на городском уровне в ноябре 2019-го, в сентябре 2020 года представляла систему образования на региональном уровне, вошла в десятку лучших педагогов Кузбасса.

— Вы – прирождённый учитель?
— Думаю, да, ведь учителем я хотела стать с детства. Но первым местом моей работы стала не школа, а детсад №13 «Алёнушка». В этом замечательном садике я отработала десять лет после окончания Белов-ского педучилища, пока не решила круто поменять свою жизнь и стать-таки учительницей. Не хотелось уходить с уже привычной работы, но я в итоге не пожалела!
— Что заставило оставить дошкольную педагогику?
— Отчасти – проблемы с транспортом. Я живу в городе, а детсад – в Бабанакове. И как раз в те годы городские автобусы ходили нерегулярно. Но ещё мне хотелось попробовать себя на новом поприще, осуществить детскую мечту и встать у доски. Поэтому я поступила заочно в БИФ КемГУ, на исторический факультет.
Первой моей школой стала школа №77. Я преподавала там историю и обществознание пять лет, с 2005 года. И как раз в пору расформирования школы (здание снесли, сейчас на его месте «Мои документы») ко мне обратился директор гимназии Андрей Геннадьевич Козлов. Помню его слова: «Если хотите повышать свою квалификацию, если хотите учиться – гимназия приглашает вас работать!». И вот уже больше 10 лет я учу гимназистов.

— Если не секрет, почему вы решили стать именно историком?
— Этот предмет нужен всегда. Человек без истории, без знания прошлого – как дерево без корней. На уроках истории дети изучают не только войны и реформы прошлых эпох, они узнают об учёных, деятелях культуры, художниках, писателях, поэтах, которые творили в те времена. И эти познания не будут лишними и на других предметах. К примеру, я горжусь, когда учитель литературы сообщает мне: «Не успела я заговорить о «Войне и мире» Толстого, как ваши дети рассказали о Наполеоне и Александре I, основных сражениях и договорах той эпохи!».

Молодёжь не знает историю? Хороший вопрос!

— В Интернете часто появляются ролики: молодых людей просят ответить на простые вопросы о знаменитых деятелях, великих событиях нашей истории, а они толком ничего не могут сказать. Это не про беловчан?
— Подобные ролики я видела часто, но мне всегда казалось, что в этом какое-то лукавство, элемент пранка (розыгрыша). Нередко вопросы формулируют так, чтобы запутать, заставить усомниться в простейших вещах. Помню видео: молодых кемеровчан спрашивают в парке имени Жукова, рядом с памятником маршалу: «В честь кого назван парк?». Ребята смотрят на памятник, задумываются и начинают сомневаться в собственном знании. Прекрасно их понимаю. С одной стороны, ты знаешь, что парк назван в честь маршала Победы, вот и его памятник. Но вдруг тут есть какой-то подвох? Опять же, многие смущаются направленной камеры, неожиданности ситуации – и тоже путаются, каменеют. Может быть, надо снимать видеоролики, в которых, наоборот, молодые люди знают историю своего города и с увлечением о ней рассказывают или отвечают так на вопросы, что ты горд за то, что они такие классные!

Замечу, что вопрос случайного прохожего, например, о месте расположения конкретной улицы может застать врасплох даже коренного жителя. В этом я лично убедилась в Москве. Знаю, что поблизости должна быть такая-то улица, спрашиваю прохожих – а те о ней и не слышали, хотя живут в одном квартале от неё. Человек часто воспринимает собственную малую Родину как данность, он знает эту улицу не по названию, а по тому, что там есть любимое кафе, остановка метро, там он встречается с друзьями и т.д. Просто свой город они любят сердцем, таким, какой он есть: родной с детства.
— А юные беловчане, по вашим наблюдениям, знают свой город?
— В таких небольших городах, как Белово, который можно обойти пешком, с этим проще. В декабре прошлого года проходил квест «Дорогами Победы», который проводило Управление образования АБГО. Команды должны были за определённое время найти и сфотографировать достопримечательности города, связанные с историей Великой Отечественной: изображение с самолётом «Беловский паровозник», памятные доски и т.д. Результат меня очень порадовал: гимназисты отлично справились, быстро найдя все заявленные объекты. Опять же, у нас есть региональный компонент на уроках истории, так что историю родного края дети знают хорошо.

— Можете порекомендовать какие-то недавние исторические фильмы с правильной повесткой?
— Недавно мы с детьми посмотрели фильм «Евпатий Коловрат». Да, там есть творческая фантазия, поэтому он является художественным фильмом, но и показана феодальная раздробленность, объясняющая слабость Руси перед захватчиками. И есть правильный посыл в конце: выживают дети, которым предстоит возродить страну. А по обществознанию я давала на каникулах задание посмотреть фильм «Со дна вершины». В фильме рассказывается реальная история двукратного паралимпийского чемпиона по горнолыжному спорту междуреченца Алексея Мошкина. В возрасте 12 лет поезд отрезал ему обе ноги, но он не сдался, занимался спортом и уже в 20 лет он выиграл Паралимпиаду. Такие фильмы помогают поверить в свои силы,
в себя.

Стресс для всех. Который преодолели

— Современные технологии – зло или добро?
— Зависимость от гаджетов сильно вредит современным подросткам. Они снижают мотивацию для изучения предметов: зачем, если всё есть в телефоне и всё можно загуглить? Многие отрешаются от мира: их волнуют только игры, общение в соцсетях. Хотя тут многое зависит и от педагога. Я то втяну детей на перемене в игру «Займи место», то после соревнований юнармейцев начнём снежную битву против команды «Разведчик» из школы №11 (И. Атякшева является координатором юнармейского отряда гимназии №1 «Патриот», — О.Б.). Разве что мне в шутку выговаривали: «Ирина Владимировна, так нечестно – вы можете в любого кинуть снежок, а вот мы в вас нет!». Ага, отвечаю, попробовали бы вы в меня ещё и попасть (смеётся)! Однако от современных технологий есть и несомненная польза. Тот же «Zoom» очень нам помог во время дистанционного обучения.
— Это важный вопрос: быстро ли удалось приспособиться к ограничениям, вызванным пандемией?
— Настоящий педагог пластичен, всегда готов к переменам. По сути, большинство учителей освоились примерно за два дня. Да, поначалу в конференцию проникали различные скучающие товарищи, даже просто посторонние люди. А заметить их сразу было непросто: в одном классе по 30 детей, иконки с их лицами маленькие, ты спешишь быстрее выдать материал, параллельно общаешься с детьми и через «Вотсап» и т.д. Помню, кто-то начал втихомолку разрисовывать мою презентацию. Но, к чести ребят, они у нас мотивированные на обучение. Сами стали выявлять незваных гостей. Благодаря взаимодействию «учитель – ученик – родитель» дистанционное обучение в гимназии прошло на достойном уровне.
— «Дистационка» научила вас чему-то полезному?
— Тому, что обучение может быть непрерывным. В этом был свой минус: по сути, за компьютером приходилось проводить чуть ли не 24 часа в день. Отвлекаешься только на звонки, сообщения электронной почты и мессенджеров – тоже от детей или их родителей. Хоть и сильно уставали, но это принесло свои плоды. Например, сейчас мы используем смешанные формы преподавания. С одной стороны, дети вновь ходят в школу (разве что теперь учителя перемещаются между классами, а не школьники), с другой – уроки и домашние задания теперь задаются даже тем, кто сидит дома по болезни.
— Это что же – раньше заболел и отдыхай от школы, а сейчас и на дому тебя достанут? Ужас…
— По-другому сейчас нельзя (улыбается). Зато благодаря такому подходу дети не отстают от курса, есть постоянная обратная связь. Большинство учеников неподдельно тянутся к знаниям, им это идёт только на пользу.
— Есть у вас планы на будущее?
— Не скрою, моей давней мечтой является цифровизация моего учебного класса. С интерактивной доской, например, я смогу объяснять свой предмет куда доходчивей. Пока что модернизировали школу №19 в Новом Городке, сейчас на очереди – школа №32. Хочется верить, что и про гимназию вспомнят. Ребята у нас, конечно, и так «горят» знаниями, но прогресс никто не отменял!
А ещё хочется снова свозить детей на экскурсию. Мы же регулярно бываем целыми классами не только в Беловском краеведческом музее и «Вернисаже», но и ездим в Москву, Санкт-Петербург, Казань и другие старинные города России: показываем красоты нашей земли, изучаем достопримечательности и памятники. Побывав на месте исторических событий, увидев, как много интересного скрывает Россия, человек уже не будет равнодушно относиться к Родине!

0 0 votes
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомление о
guest
0 комментариев
Inline Feedbacks
View all comments

Погода