«Вижу реаль – делаю красиво!»
…В начале улицы Троицкой в Инском стоят самодельные объявления: «Водитель, сбавь ход!». Одно из них держит в руках огромная плюшевая игрушка. Послушно сбавляем. Под колёсами асфальт – он тоже самодельный. Проезжаем дальше и видим большую детскую площадку – горки, качели, турники, тренажёры. Там нас уже поджидает создатель асфальта, детских горок, шуточных объявлений и просто хорошего настроения – Леонид Васильевич КУЗЬМИН, которого мы уже привыкли звать дядя Лёня.
Приехали мы не просто так. Только что на телешоу «Миллион на мечту» (ТВ-3) дядя Лёня выиграл миллион рублей для реализации своего проекта – строительства крытого катка — прямо на своей улице. О том, как ему это удалось, о своих мечтах и трудах дядя Лёня рассказал «БВ».
Конкретный проект
— Дядя Лёня, программа вышла 18 сентября. Но вы ведь узнали о своей победе раньше?
— Да, шоу записывали в Москве ещё 1 сентября. Пришлось там жить три дня в гостинице. Тогда познакомился с Яной Рудковской, пригласил Дмитрия Губерниева покататься с моих горок, принял поздравления. Но рассказывать раньше было нельзя: нужно было подождать премьеры программы на канале «ТВ-3».
— Как думаете, почему жюри выбрало вас? Там было ещё 5 человек с различными проектами.
— Думаю, я победил, потому что только у меня был чёткий план: что, как, сколько. И жюри могло посмотреть, что я уже раньше делал, какие горки заливал. Мне этот миллион был нужен на то, чтобы детей порадовать, сделать свой посёлок чуть лучше. Я вижу реаль – и делаю красиво! А остальные участники, как понимаю, больше мечтали о деньгах, которые можно на себя потратить.
От снов – к реальности
— Каким будет крытый каток?
— 30×15 метров, 450 квадратных метров площади, а в высоту – 7,5 метра. Материал – армированный арочный каркас и синтетическое покрытие. Такие ангары для занятий спортом делают в Новосибирске и в Барнауле. Выбрал алтайцев – чуть подешевле, с учётом сборки.
— Что будет внутри?
— Зимой – каток, а летом там можно будет играть в футбол, баскетбол, волейбол, – и никакой дождь не страшен! Понадобится повесить щиты и сделать резиновое покрытие. По углам найдётся место для скамеек.
— А насколько безопасно такое легкоразборное сооружение?
— Вещь надёжная, не сомневайтесь: 20 лет гарантии, германская технология! Например, в Юрге есть такой ангар, где уже проводят спортивные соревнования, играют в футбол и хоккей. У меня, конечно, он будет поменьше размером.
— И во сколько это обойдётся?
— Сам ангар – 1,7 миллиона рублей, а с работой будет под «трёшку».
— Но вы же выиграли только один миллион…
— Правильно, поэтому сейчас у меня главная забота – найти спонсоров, которые помогут собрать недостающую сумму. Есть авторитетные товарищи, есть просто неравнодушные люди. Уверен, что деньги найду.
— А откуда вообще взялась идея крытого катка?
— Думаю, во сне появилась (улыбается). У меня часто так: сплю, ворочаюсь, представляю, а потом раз – и наяву удачно складывается! Каток на этой площадке я стал заливать несколько лет назад, вслед за горками у себя на огороде. Но каток непросто обиходить. Горки-то я сейчас уже почти полностью закрыл. А вот каток замучаешься чистить от снега. Утопчут снег на льду – и всё, не покататься! Вот и подумал однажды: «А что, если сделать навес?». Посмотрел в Интернете, нашёл эту алтайскую фирму.
Работа уже кипит
— Что-то уже сделано?
— Вот, сами видите: разровнял площадку, отсыпал её восемью «Тонарами» старого резаного асфальта, которые выпросил у кемеровского «Автодора». Остался после ремонта дороги старый асфальт, а он ещё может послужить. Я им раньше свою Троицкую улицу отсыпал, а потом проливал «отработкой» — на жаре схватывается. А теперь подготовил этим асфальтом площадку под каток.
— У вас на площадке стоит киоск. Будете что-то продавать?
— Не, вы что (смеётся)! Этот ларёк мне согласились отдать местные предприниматели. Он стоял сгоревшим на пятачке у улицы Троицкой. Привёз на площадку, перестелил пол, уложил линолеум, провёл туда электричество. Вложил своих 10 тысяч, помогали знакомые предприниматели: кто-то дал деньги, кто-то бэушные, но крепкие стройматериалы (плаху, половую рейку, металлопрофиль, сайдинг, железные полки, которыми я отделал навес у киоска и т.д.). Договорился о приезде миксера с 6 кубами бетона и т.д.
В этом киоске будет храниться спортинвентарь (коньки, теннисные ракетки и прочее), играть музыка (принёс туда свой магнитофон и колонки). Позади пристроил кладовку: там буду держать лопаты и мётлы, чтобы не таскать их из дома.
— А будет ли здесь горка? Всем памятны ваши горки!
— Обязательно. Мне, кстати, отдали ещё один ларёк, принадлежавший «Кузбасспечати» (стоял у гимназии №1). Там буду организовывать зимнее чаепитие, от него и начну строить трассу – с крутейшим поворотом (смеётся)! До морозов, конечно, маловато времени, но рассчитываю успеть.
Что говорят друзья. И недруги
— Легко ли дают вам стройматериалы, тот же снятый с дороги асфальт?
— Приходится побегать! Помогают мои знакомства. Я ведь и дорожником работал, и тралы водил. К тому же, люди знают, что прошу я на доброе дело, а потом присылаю видеоотчёты: вот куда пошли асфальт, щебёнка, пиломатериалы, металлолом и т.д.
Я ещё в советское время привык использовать всё, что под руку попадалось. Помните, как говорили: «Когда от многого берёшь немножко, то это не грабёж, а делёжка!». Поэтому и сейчас присматриваюсь. Скажем, недавно делали в бухте «Ассоль» беседки на воде, крытые поликарбонатом. У строителей остались обрезки этого поликарбоната, думали выбросить. Пошёл, поговорил с их начальством, и мне их отдали. Сгодится на горке вместо стекла. Так безопаснее: если и разобьют дети, то не поранятся.
— Как люди реагируют на вашу бурную деятельность?
— Кто-то разводит шу-шу, говорит, что я на горках зарабатываю. Хотя как тут заработать, если деньги только уходят. То гвозди и саморезы купить нужно, то краску, чтобы киоск подновить, то мотокосой пройти площадку, и т.д. Кто-то хвалит, но даже почистить горку от снега не хочет помочь для своего же ребёнка. Стараюсь приучать к порядку детей. Внушаю, что эти горки, эта детская площадка с тренажёрами – это их собственность, они должны за ними следить, чистить, убирать мусор.
Смолоду себя не щадил
— Хватает здоровья? Вам 68 лет, как-никак…
— Временами сдаёт. Вот, потаскал недавно картошку в погреб на спине, и наутро – ой, чего это вступило? Смолоду ведь себя не щадил: шестиметровые плахи в одиночку метал, кувалдой работал, собственный дом с подвалом и гаражом построил за полгода. Режим у меня такой, что не всякому сгодится: спать могу час в сутки. Спасает меня правильная еда. Много чеснока, хреновины, грецких орехов, можно временами и самогона принять или горилки с мёдом и перцем, особенно после баньки.
— Не раз уже спрашивали раньше, но всё же: зачем вам это нужно, дядя Лёня? Могли бы и горками ограничиться, а у вас каждый год что-то новое и затратное – то тренажёры, то этот крытый каток.
— Таким уж меня родили на этот свет: не могу спокойно сидеть, если в моих силах что-то сделать. Неважно, что именно: вывезти огроменную свалку из Черты или построить для детей горки. Мой отец Василий Алексеевич был председателем колхоза, а потом горняком, мама Надежда Максимовна – вечная труженица, ездила как лучшая свинарка на ВДНХ. От них у меня и привычка к труду, и сметка. А ещё – желание улучшать уже сделанное. Ларёк крепкий, но в свежей окраске ещё и приятнее взгляду. Горка лихая, но ведь можно сделать и просто конфетку!
— Нужна вам какая-то помощь?
— Постоянно нужны стройматериалы. Если что-то остаётся после ремонта, скажем, замены пола, то можно мне отдать. Пристрою в дело: у меня работы в самом разгаре. А зимой, если уж приедете с детишками покататься, помогите почистить от снега горки. Дядя Лёня тоже устаёт!