Салават Хайдаров

Автор: Алсиня ШУЛЕПКО. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.

Мой город идет твердой поступью вперед по Кузнецкой земле!

IMG_8785

6 июня в ЦДК состоится юбилейный творческий концерт Салавата Хайдарова.

Как вы думаете, можно ли сочинять музыку, не зная нот? И при этом быть знаменитым? Можно ли научиться быть композитором? Хотя известно, что, чтобы быть врачом или инженером, надо учиться много и упорно, только тогда тебе «доверят дело». Можно ли писать музыку, не умея играть на музыкальных инструментах?
Оказывается, да, можно, если природа наградила талант. Хотя сам по себе талант без труда ничего не даст.

Салават Хайдаров не один десяток лет доказывает своим творчеством, что он прирожденный композитор, певец, аранжировщик. Он очень придирчиво относится к своим произведениям, тщательнейшим образом перебирает сотни вариантов, пока не найдет ту мелодию, которая будет понятна слушателям. 16 мая исполнилось 20 лет с начала творческой деятельности Салавата ХАЙДАРОВА в Центральном Дворце культуры Белово.
Мама меня ругала, а я был счастлив

Мама ругала, а я был счастлив

Сегодня Салават откровенно признается, что если бы не учителя школы №9, их терпение и понимание, то его просто-напросто выгнали бы из школы.

С. Хайдаров:

— Я родился в поселке Чертинском, в семье горняка. Мама не работала, нас было пятеро, ей дома хватало забот. Мы все были очень музыкальными: сестры пели, старший брат играл на гармошке, средний — на гитаре. Я тоже научился играть на гитаре. Мы все самоучки-любители, но только для меня музыка стала делом всей жизни. В 14 лет я записался в эстрадный кружок в ДК «Горняк» и забросил школу.

Безимени-3В составе ВИА «Импульс» были мои одноклассники: Женя Кирпичев — ударные, Сергей Отводников — клавиши, Андрей Андриянов — бас-гитара, я тоже играл на гитаре и пел. В моде были такие песни как «Мечта сбывается», «Жизнь играет с нами в прятки».
Желающих играть на эстраде было так много, что в ансамбле было целых три состава! Руководили нами ребята из старшего состава (на 2 класса старше) Валентин Кулешов, Андрей Кирпичев.

В конце 10 класса (мне было 16 лет) я уже настолько стал артистом, что работал в ресторанах. Однажды в ресторан пришла наша школьная пионервожатая, увидела меня и чуть в обморок не упала. Это был 1984 год. Меня чудом не выгнали из школы!
Думаете, меня это остановило? Нет. Мы таскали аппаратуру с места на место, Сергей Отводников рисовал клавиши на перилах, и мы репетировали. Первый раз выступали на выборах. Было холодно, мы обрезали пальцы у перчаток, а потом меня мама ругала. Мама ругала, а я был счастлив.

 

В армии мне крупно повезло

Как я окончил школу? Не знаю. Хотя иногда, когда встречаю школьную учительницу Надежду Игнатьевну, она мне напоминает: «Хайдаров, а химию ты так и не сдал!» Спасибо учителям!
Когда получил аттестат, поехал в Фергану к старшей сестре поступать в музыкальное училище. А там такая жара: как-то снял пиджак, повесил на руку, а в кармане лежали документы — как они выпали, не заметил. Поступление пришлось отложить.

Безимени-2В армии сначала служил в авиационных войсках в Самарканде. Жить без музыки и пения не получалось, поэтому на третий месяц службы отец выслал мне гитару. Один парень из Ленинграда писал стихи, а я подбирал музыку. Так начал выступать в своей части, однажды даже пел на утреннике для детей офицеров «Песню про утят» и «В лесу родилась елочка». Меня заметили и перевели в Краснознаменный Среднеазиатский военный округ в ансамбль песни и пляски пограничных войск.

В ансамбле военный дирижер занимался с нами профессионально. Мы выезжали на гастроли, где я пел с оркестром. Это было счастливое время.

Я родился музыкантом

Меня иногда спрашивают: кем ты мечтал стать? Я не мечтал, я родился музыкантом, поэтому на эту тему никогда не размышлял – просто был и есть. Вернулся домой в 1988 году и тут же устроился на работу в ДК «Горняк». Через год перевелся в ДК угольщиков, потом в КЦ «Инской». В «Инском» была отличная техническая база, хорошее оборудование. Здесь я научился писать фонограммы, освоил синтезатор, играл в группе «108» вместе с Валентином Филимонцевым, Владимиром Матюхиным, Владимиром Тишкиным, Виктором Ермиловым и Ольгой Филатовой.

В 1993 году перешел на работу в ДК «Кузбассрадио». Александр Фигельман (ныне святой отец) был директором, он меня перетянул. Мы создали группу «Реанимация» во главе с Александром Фигельманом. Хард-рок играли: Сергей Шкляр, Юрий Вальзер, Сергей Синегубов и я. У Константина Стрельникова (бывшего секретаря горкома комсомола) волосы дыбом встали, когда он нас услышал.

Со временем менялись стили и направления, одни коллективы сменяли другие. Заметный след в памяти оставил коллектив «Рокмен», в него входили: Геннадий Кожаев, Сергей Спирин, Валентин Кулешов, Олег Букин, Андрей Гончаров, Александр Шипилов. Ансамбль просуществовал около 3-4 лет, был очень популярным, на областных конкурсах занимал первые места.

Выучить ноты было бы проще

IMG_8790Уникальность певца, аранжировщика и композитора Салавата Хайдарова проявляется не только в том, что Боженька не пропустил его и поцеловал в лобик, (у музыканта абсолютный слух и красивый голос), но и в том, что у него феноменальная память! Композитору, который не знает ноты, все, что сочинил, — приходится запоминать, это все равно как если бы журналист не знал буквы и каждый материал заучивал наизусть! Хайдаров, – титанический труженик!

Со временем Салават понял, что без образования у него немного шансов сделать карьеру. Поэтому не однажды предпринимал попытки определиться с учебой. Но в тесные рамки учебного процесса вольная натура композитора не вмещалась, поэтому ни Барнаульское культпросветучилище, ни Кемеровский университет искусств (начинал учиться и бросал) не стали его alma mater.

С. Хайдаров:
— Сейчас ноты знаю, научился играть с листа, но техника немного «хромает». А вот на слух играю легко и быстро, все остается в голове.

Мои песни

Большую часть песен я написал с Александром Ивановичем Курициным. Работать с ним было большое удовольствие. Вечером звонишь, говоришь, что нужно отразить в стихах, а утром уже все готово. Мы написали песни о Кузбассе, о городе Белово (в том числе гимн к 70-летнему юбилею города в соавторстве с Надеждой Антоновой), о наших предприятиях, разрезах, поселках, знаменитых людях. Есть у меня лирические песни, посвященные близким людям. Песню «Мама» написал в армии, когда сильно скучал по ней. Всего моем активе более двух десятков песен и музыка к детскому спектаклю.

В 1998 году был участником конкурса-фестиваля «Славянский базар» в Москве. Выступал с песней «Блюз» на стихи Елены Носовой. Жюри, в составе которого были Сергей Захаров, Елена Преснякова, Лариса Рубальская и журналисты с «Русского радио», меня отметили, присудили дополнительный приз – путевку в Македонию.
Правда, в Македонию не поехал, там шла война.

Превращение человека в обезьяну

Как-то с Сергеем Шкляром решили поехать в Москву. Знали, что в коллективе певца Андрея Державина работают наши беловские ребята Женя Гаськов и Виктор Тихомиров. Вот и мы надумали попробовать свои силы на столичных подмостках. То, что нам довелось узнать, до сих пор в голове не укладывается: оказывается, никого не интересовало наше творчество, голоса и музыка были заранее записаны, а музыканты были нужны, чтобы мотаться по глубинке и, стоя на сцене, открывать рот. Работа «в плане обезьян» нас не устроила, через неделю вернулись домой.

Музыка — моя жизнь

Сегодня я работаю в школе искусств аранжировщиком, играю в оркестре под руководством Ильина на гитаре и пою. За два года освоил саксофон, на очереди скрипка. Учиться самостоятельно несложно, есть Интернет, есть друзья, они помогают. Мелодии сочиняю простые, такие, чтобы люди понимали. Я все время учусь. Мне это нравится. Это я умею делать. Всегда чувствовал, что не должен заимствовать знание от других, для меня большое значение имеют собственный опыт, чувства, мысли. Мой отец по национальности узбек, мама – татарка. Тот факт, что в моих жилах течет восточная кровь, всегда давал о себе знать — мне бывает трудно вписываться в привычные рамки. Строгая дисциплина, режим, распорядок – не для меня и я ничего не могу с этим поделать. Только тогда, когда я чувствую себя свободным – могу творить.

Композитор, исполняющий свою музыку, может показать ее именно в том виде, в котором он хотел бы ее слышать. Все, что я пытаюсь сделать, – это позволить людям узнать, что я думаю, через мою музыку.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода