Школа заботливых родителей

Оксана Голубничая – логопед, финалист конкурса «Молодой лидер года». Она знает, что главное в формировании речи у детей, в развитии ребенка.
Автор: В. Голубничий. Фото В. Светличного.

Героя первой полосы мы выбираем из людей, в чем-либо отличившихся. Оксана Голубничая попала в наш перспективный список в конце минувшего 2017-го, когда стала одной из финалистов конкурса «Молодой лидером года». Меня заинтересовала ее фамилия. Точно зная, что Оксана не родственница, было интересно поговорить с однофамилицей, так как это случается нечасто. Фамилия Голубничий довольно редкая, но есть однофамильцы в Белове. Однако они, по-моему, очень скромные, и за прошедшие десятилетия, как я работаю в публичной профессии, ни один не позвонил, не написал, не спросил: «А откуда ты родом? Может быть, далекие пра-пра-пра… были у нас общими?». Я, честно говоря, был бы рад знакомству с однофамильцами. Вот и к Оксане поехал не только выполнить журналистское задание.

При встрече оказалось, что я знаю ее отца. Нет, у него совершенно другая фамилия – Брезгин. Мы с ним в 70-е годы трудились на шахте «Инская». Работая в шахтерской моноготиражке, мне доводилось его фотографировать и писать о Сергее Брезгине, как о передовике горняцкого труда. Фамилия Голубничая у Оксаны по мужу, которого я пока так и не увидел, но сама Оксана Сергеевна не разочаровала. Она в своей профессии вполне достойна шахтерской славы отца. Оксана очень увлечена своим делом, относится к нему с большой любовью и ответственностью.

Строки биографии

Родилась в Белове в 1982 году. Здесь училась в школе и в педколледже по специальности «Воспитатель дошкольных учреждений компенсирующего вида детских садов комбинированной направленности», который окончила в 2002 году. Ее красный диплом позволил без экзаменов поступить в Кузбасскую государственную педагогическую академию по специальности с квалификацией «Педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии» со специализацией «Дошкольная логопедия».

Живет Оксана в Колмогорах, там же работает в детском саде №27 «Искорка». Ее профессия касается всех, у кого появились дети или внуки. Ведь речь очень тесно связана с мозговой деятельностью, с развитием ребенка, так как это основное средство коммуникации. На что надо обратить внимание родителям? Как помочь ребенку развиться? Где речевая норма, когда надо бить тревогу? Что делать? Об этом мы беседуем с Оксаной Сергеевной.

— Что надо сделать, чтобы предупредить речевые нарушения?

— Я провожу профилактические осмотры детей, начиная с групп раннего возраста. Есть симптоматика, говорящая о возможном речевом нарушении. Некоторые признаки может увидеть невролог, когда ребенок только родился и поступил к нему на осмотр. Специалист видит, например, синюшность носогубных складок, или ребенок не встает на полную ступню, а только на цыпочки, если ваш ребенок плохо берет грудь, вяло сосет, поперхивается, беспокоится при длительном лежании на спине, ребенок постоянно запрокидывает голову, лежа на боку, и т.д. Логопедия и медицина – смежные науки. Логопед должен понимать неврологию, тогда ему будет легче корректировать речь детей.

— Речевые дефекты исправимы?

— Конечно. Есть классификация речевых нарушений. Для этого надо разобраться в причинах, а потом исправлять речь. У одного ребенка нарушено произношение отдельных звуков, а у другого – все компоненты речи: звукопроизношение, лексико-грамматический строй, связная речь. В этом случае, логопед будет работать одновременно над несколькими направлениями. Другой вариант — звуки отдельные выговаривает правильно, но смешивает их в речи, например, вместо шапка говорит сапка, хотя звук «ш» у него в речи есть, тогда необходимо упражнять ребенка в различении этих звуков. То есть бывают разные варианты. Успешность исправления речевых дефектов зависит, прежде всего, от того, насколько своевременно обратились родители, от степени поражения и тяжести дефекта, в достаточной ли мере были выполнены рекомендации невролога и др. специалистов, от того, насколько  в системе были проведены коррекционные мероприятия, и, конечно же, от вовлеченности и желания родителей помочь своему ребенку.

— А есть нарушения, которые появляются из-за недостаточной осведомленности родителей?

— Да. Возможна первичная задержка развития речи в тех случаях, когда родители постоянно сопровождают свои обращения к ребенку жестами и действиями, и ребенок привыкает реагировать не на слово, а на жест. Не общайтесь с крохой как с глухим, не жестикулируйте слишком активно.

Крайне вредно пребывание ребенка в избыточно информированной речевой среде, когда малыш слышит речь взрослых, общающихся между собой, радио, телевидение, и привыкает не вслушиваться в речь и не придавать значения слову. В этом случае ребенок может произносить длинные бессмысленные псевдофразы, имитируя речь, а развитие истинной речи будет задерживаться. Пусть лучше в детской комнате в качестве фона негромко звучит спокойная музыка.

Как правило, в неблагополучных семьях, где у взрослых нет ни времени, ни желания общаться с детьми, их речевое развитие также задерживается.


Этапы развития речи

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

В 3 месяца малыши начинают гулить и появляется первый смех.

В 6-8 месяцев они могут лепетать.

Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.

После 1,5 года должны произносить двусложные слова (вода, нога, иду, хочу), потом — трехсложные (бананы, говорю, гуляю).

К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно, ребенок использует  короткие фразы.

К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции. Использует предложения и задает вопросы.

В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов.

В 5 лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных и с ним нужно много разговаривать.

Доктор Комаровский.


 

— Как можно определить причину речевого нарушения?

Если в 6 месяцев у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать. В 1-2 года идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз. В 3 года формируется связная речь. Экзогенные факторы (травмы, неправильное питание, лекарства, словесные раздражители…) могут затормозить этот процесс.

Нарушение речи говорит о каких-то отклонениях, в том числе и в развитии головного мозга. Поэтому я, встречаясь с родителями, знакомлю с первичной информацией о нормах развития речи. Если речь ребенка вызывает беспокойства, я рекомендую посетить тех или иных врачей специалистов, в первую очередь невролога, чтобы выявить или уточнить причину речевой задержки.

Если проблем со слухом не обнаружится, надо идти к детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Если ребенок до года, вероятно, придется сделать УЗИ головного мозга и, таким образом, оценить его структуры, диагностировать у новорожденных поражения мозга  в результате нарушения мозгового кровообращения, выявить пороки развития центральной нервной системы.

Если малыш обследован специалистами и установили, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

— А что должны делать родители для развития речи у детей?

— Больше говорить с детьми, причем четко, понятно. Дети должны слышать хорошую правильную речь. Если ребенок прибегает к жестам, то надо говорить ему: «Я не понимаю тебя. Скажи мне словами». То есть добиваться именно речевого общения и за это поощрять. (Присутствуя на занятиях у Оксаны Сергеевны, мы с фотокором видели, как она ребятам, отвечающим на ее вопросы, в качестве поощрения передавала игрушку для надувания мыльных пузырей, и те с удовольствием наполняли кабинет радужными шариками). Можно погладить ребенка, похвалить, сказать «Молодец!», — продолжает Оксана. — Второе — играть с сыном или дочкой. Показывать игрушку, просить ее назвать, узнать на картинке, описать свойства игрушки, например: мягкая, пушистая, белая и так далее. Так идет пополнение словаря. Мама – главный человек, помогающий своему ребенку освоить окружающий мир.

Дети часто страдают от невнимания. Даже хорошие родители — люди занятые: отец мало бывает дома – обеспечивает семью. Мама готовит, стирает, убирает… А ребенку суют гаджеты. Да, он вертит телефон, нажимает на кнопки, как-то познает мир, но речь его в этот момент не развивается. Он очень нуждается именно в общении с матерью.

Замечательно поступают те родители или бабушки, кто читает малышам потешки, показывает пальчиковые игры типа «Сорока-белобока». Когда играешь с ребенком, укрепляются отношения. Эта эмоциональная связь очень важна на всю последующую жизнь. Нужно радоваться тому, что ребенок нуждается в вас.

Обязательно побуждайте ребенка рассказывать о том, что он видел на улице, в садике, с кем играл. Если ребенок смотрит мультики в комнате и вы на кухне, то, заходя к нему, спрашивайте: «А что там показывали, что было? Расскажи мне». Так вы побуждаете ребенка говорить, общаться. Проявляйте интерес к его занятиям, расспрашивайте о том, что он думает, чего хочет добиться. Хвалите. Подбадривайте.

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье. Говорите с ним, даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи. Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машинка, кашка, папочка, сыночек и т.д.), то у ребенка не будет формироваться правильная речевая функция. Говорите с малышом как со взрослым человеком. Ему это будет приятно и полезно.

— А за что вам присвоили звание «Молодой лидер года»?

— Невозможно работать с детьми, исправлять речь без родительской поддержки. В семье более естественные условия для исправления речи. Я создала родительский клуб «Школа заботливых родителей».  Это система мероприятий с семинарами, «круглыми столами», практическими занятиями. Проходят они в нашем детском садике. Раз в месяц я приглашаю родителей по заявленной проблеме, и мы занимаемся.

— Детсад у вас специализированный?

— Наш детский сад №27 «Искорка» комбинированной направленности с группами детей, с которыми занимается логопед.

— Дети приходят в садик в два-три года…

— Как только ребенок приходит в садик, провожу профилактический осмотр. Выявляю детей с признаками нарушения речи, встречаюсь с родителями, начинаем работать с семьей. Многие родители сами дома с моими консультациями выправляют ситуацию. Главное — разобраться в причине задержки развития речи. Может быть, причина в нарушении слуха. Ребенок не слышит, и поэтому не осваивает речь. А может, у ребенка аутистическое расстройство и ему трудно в принципе осваивать коммуникацию и вступать в общение с детьми и взрослыми. В любой ситуации логопед должен найти подход к семье, помочь преодолеть речевые трудности.

— Что еще пожелаете родителям и всем, кто с ними занимается дома?

— Еще раз скажу: общайтесь с детьми, играйте с ними, разговаривайте. Никакой телевизор, телефон, планшет не заменит ребенку вас, вашу речь, ваше внимание, ваш интерес к его делам и вашу любовь, — заключила Оксана Сергеевна.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Погода