Алексей Лисов

– лучший учитель Кемеровской области 2017 года, уверен, что законы физики и законы Божьи не противоречат друг другу.  
Автор: Олег Быков. Фото Вячеслава Светличного и из архива семьи Лисовых

У него законы физики близки к законам Божьим

2014 год, Донбасс. В родном городе Славянске шли боевые действия, а в гимназии, в которой преподавал Алексей Лисов, разместились украинские военные. Ситуация была тревожной и семья Лисовых решилась на кардинальные перемены в жизни: покинув родные места, она отправилась в Кемеровскую область. Надежда была только на родственников в Белове – и на педагогический талант.

И семья не прогадала. За минувшее время молодой физик не просто нашёл себе работу в беловской школе №32, но и выиграл несколько профессиональных конкурсов. Вершиной его успеха стала победа в кузбасском конкурсе «Учитель года – 2017». Награждал Алексея Лисова лично губернатор А. Тулеев.

Но как же учитель всего за три года добился победы там, где пасуют те, кто работает в Кузбассе десятилетиями? В чём секрет его успеха?

Гений – друг парадоксов. И учителей!

Как же стать лучшим учителем? Алексей Юрьевич уверенно отвечает: «Показать ученикам необычную реакцию в обычной ситуации. Парадокс – наш помощник!».

Физика в исполнении А. Лисова становится чередой творческих экспериментов, которые должны заинтересовать учеников. Почти на каждом уроке детей ждёт очередной фокус. Учителю ничего не стоит заколотить железный гвоздь в дерево обычной лампочкой накаливания. И всё для того, чтобы показать: твёрдость и хрупкость не такие уж противоположные вещи, а жизнь куда сложнее и интересней, чем нам кажется!

Да, Алексей не чурается и современных интерактивных методов преподавания. Он использует и видеоролики, и проекторы, и Интернет. При изучении звуковых явлений на экране наверняка появится отрывок из «Звёздных войн» — с последующим пояснением, почему взрывы и выстрелы в космическом вакууме на самом деле не слышны.

Кстати, а вы, читатель, знаете? Правильно, звук распространяется только в какой-либо упругой среде: воде, воздухе и т.д. А вакуум звук не проводит.

Но все же в основе учительской методы Лисова – исследовательская деятельность, натурные опыты, когда ученики могут увидеть и прочувствовать каждый закон или формулу прямо в классе.

В конце сеанса – обязательное разоблачение фокуса, с пояснением происходящего с точки зрения физических законов. В такой памятной и яркой форме очередная формула накрепко остаётся в памяти. Что немаловажно: в голове ученика также останется понимание сложности мира, его диалектической противоречивости. Он научится критически воспринимать информацию, будет стремиться проверить её сам.

— Конечно, не всё можно показать в классе опытным путем. Но тот же радиоактивный распад атомов я не раз демонстрировал, подбрасывая монеты и вычерчивая по орлам-решкам график, иллюстрирующий вероятность распада атома (орёл – атом распался, решка – нет). Наглядности здесь не меньше, чем в учебном ролике на экране компьютера, — поясняет учитель.

Физика – это скучно?

Опытный педагог уверен: не бывает скучных тем. Бывает только скучное их изложение!

— Традиционно заставляет скучать детей механика, которую они начинают изучать на математике в 5 классе. Они приходят в 7 класс, зная понятия «скорость», «время», «путь». И нужно чем-то их удивить, чтобы не превратить уроки в скучную рутину. И я стараюсь брать их прямо из окружающей жизни! — делится педагог.

Примеров – масса, и все они понятны и жизненны. Дети с удовольствием включаются в решение задачи «Как лучше всего вытащить папин автомобиль из сугроба?». Высказываются варианты, а затем идёт разбор с точки зрения классической механики. Каждое действие поясняется. И вот простое раскачивание застрявшего автомобиля уже становится иллюстрацией закона инерции Ньютона!

Чем старше класс, тем изощрённей примеры. Можно рассказать даже о том, как именно работают приборы подавления мобильного сигнала на экзаменах. Как не без юмора говорит Алексей Юрьевич, в пору заполошной подготовки к ЕГЭ ученики и об этом спрашивали. Он честно рассказывал о принципе работы «глушилок», зная, что возможности их обойти всё равно нет.

Жизненные вопросы и чудеса природы

Ученики тоже иногда ставят в тупик. В век Интернета знания распространяются быстро, и нужно быть готовым к самым неожиданным вопросам. Например, о том, соответствует ли научной картине мира физика чёрных дыр в фильме «Интерстеллар», как работает большой адронный коллайдер в Швейцарии, можно ли купаться в неньютоновской жидкости (как видеоблогеры), и многое другое. Спросить могут о чём угодно!

Любознательному читателю: ньютоновская жидкость – это вода, расплавленный металл, а неньютоновская – например, эмульсия. Её вязкость уменьшается с увеличением скорости потока.

А учитель не может отделаться дежурными фразами или вовсе сказать: «Извини, я этого не знаю...». Так и авторитет растерять недолго! Приходится смотреть современные голливудские космические боевики, интересоваться последними новостями научного сообщества, быть в курсе трендов Ютуба.

Впрочем, несмотря на все старания, в построения учителя иногда вкрадывается ошибка. Но Алексей Юрьевич привык даже собственные просчёты превращать в педагогические приёмы.

— Если я замечу, что допустил ошибку на доске, то интригующе скажу: «А вот в этой формуле учитель ошибся!». Ребята тут же начнут выискивать мой огрех, а мне это и нужно: они не скучают и снова заинтересованы, — посмеивается учитель.

Собственный педагогический уровень нужно постоянно повышать ради качества образования. Недаром девизом жизни А. Лисова стали слова педагога XIX века Джона Дьюи: «Если мы будем учить сегодня так, как учили вчера, мы украдем у наших детей завтра!». Алексей постоянно в поиске неожиданных и познавательных опытов, примеров, подтверждающих и иллюстрирующих физические законы. Секретов он не скрывает: помогают и наработки коллег, и «Занимательная физика» Перельмана, и просто внимательный взгляд на природные явления («природа творит чудеса, а нам нужно просто их показать!»).

— Учитель – как коллекционер марок. Увидел у друга диковинку – захотел себе такую же, — поясняет Алексей. — С удовольствием показываешь коллекцию друзьям, но что-то и прячешь до времени. И только на общих собраниях раскрываешь все карты, как на областном конкурсе!

Дети братских народов

О своём украинском периоде жизни педагог рассказывает с оттенком грусти. Его можно понять: накануне войны в Донбассе он преподавал в современной гимназии города Красный Лиман, стал лауреатом Всеукраинского конкурса «Учитель года – 2013». Многие планы оказались порушены…

Впрочем, в России семью Лисовых встретили радушно. И жильё нашлось в «доходном доме», построенном в Белове специально для молодых специалистов. И работа нашлась: Алексей преподает в 7-11 классах сразу двух беловских школ, жена Наталья работает школьным психологом. А ученики радуют одинаково по обе стороны границы.

— Я не заметил большой разницы в преподавании физики в России и в Украине. Детишки везде любознательны, если с ними работает грамотный педагог, а красота физики и заключается в том, что она действует одинаково и однажды изучив ее закономерности, ты сможешь приложить их к любой действительности. Тем более, к действительности братских народов, которые однажды преодолеют нынешнюю вражду! — уверен учитель.

Дела домашние

Несмотря на большую занятость, работу в двух школах и подготовку детей к ЕГЭ, Алексей Лисов старается никогда не забывать о воспитании своего сына – 9-летнего Богдана. Тут ему на помощь приходят педагогический талант, деликатность и незашоренность. Влюблённый в физику учитель, тем не менее, не старается навязывать свои предпочтения ребенку, внимательно выявляя его собственные таланты и пристрастия.

— Я рисованием никогда не увлекался, а вот сынишка замечательно рисует. А любой добрый почин своих детей нужно поддерживать. Я в детстве был юным натуралистом, ходил в походы, занимался разными видами спорта, паял микросхемы в радиокружке и т.д. Перебирая занятия и хобби, нашёл то, что мне по душе.

Такой подход я смело могу порекомендовать всем родителям: не бойтесь экспериментов, как и настоящие физики! Дайте возможность детям попробовать свои силы в разных делах, приглядывайтесь, поддерживайте — и будете вознаграждены. И не бойтесь трудностей: физика как раз учит, что на пути, где отсутствует сопротивление, не совершается и работа! — утверждает учитель.

К воспитанию ребёнка Алексей подходит внимательно. Давая научную картину окружающего мира, одновременно соотносит её с православным воспитанием сына. Богдан посещает воскресную школу при храме Святой Троицы (Инской), где Алексей с супругой  преподают в свободное время.

— Я не думаю, что наука и религия противоречат друг другу. Убеждён, что они могут гармонично сочетаться в человеке. Особенно если и то, и другое преподается с неподдельным интересом, а не навязчиво и нудно, — уверен Алексей Лисов.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода