Татьяна Колтышева

Учитель информатики гимназии №1 победила в федеральном педагогическом конкурсе
Автор: Олег Быков. Фото Анны Антипенко

Педагогика строится на любви

Ежегодно в России проводится уникальный конкурс на денежное поощрение 1000 лучших учителей России. Только 18 кузбасских педагогов в нынешнем году стали его победителями, и в том числе – учитель информатики гимназии №1 Татьяна Леонидовна Колтышева. И тем ценнее её победа, что беловские педагоги не побеждали в этом конкурсе с 2014 года.

Татьяна Леонидовна преподаёт информатику в гимназии №1 уже почти 27 лет. Её ученики достигли внушительных успехов в сфере высоких технологий, некоторые даже работали за границей. И всё потому, что она старательно и сознательно выращивала из них не ограниченных пользователей, заученно нажимающих кнопки, а пытливых исследователей-программистов. Корреспондент «БВ» побеседовал с ней.

— Как вы пришли в педагогику?

— Моим первым рабочим днём было 1 сентября 1991 года. За все эти годы я ни разу не изменила ни своему предмету, ни избранной школе. А впервые я поняла, что хочу стать учителем, в шесть лет.

Училась тогда в Артыштинской школе. Помню свои первые впечатления. Моя первая учительница Галина Павловна Ефимова всех называла по имени или ласковому прозвищу. Школа была малокомплектной, поэтому вся начальная школа занимались в одном кабинете: первый ряд – для учеников первого класса, второй – для второго и третий – для третьего. Никогда в школе мы не ходили в первой обуви, потому что она была для нас вторым домом (а разве можно по дому ходить в обуви?) Это было царство огромного количества цветов, чистоты и домашнего уюта.

Нашей учительнице удалось выстроить в детской среде атмосферу любви, дружбы и взаимовыручки: старшие ребята помогали и подтягивали младших. Эту атмосферу я сейчас всячески стараюсь культивировать. И очень хорошо, что при внедрении предмета информатики в школе по требованиям СанПиНа кабинет должен быть оснащён второй обувью. Как правило, это тапочки. Всё это очень напоминает ту мою первую школу!

— Родные поддержали вас в намерении стать учителем?

— Как ни странно это будет звучать, но мама вначале не очень серьёзно отнеслась к моему выбору, потому что сама она была влюблена в свою профессию – дежурный по станции. Почти все из моей семьи трудились, а многие и продолжают трудиться на железной дороге. Уже позже, приехав не единожды в школу, интересуясь моими успехами, мама приняла мой выбор, поняв, что я нашла своё призвание.

— Помните первые компьютеры, с которыми пришлось работать?

— В школе, которая была пилотной, у нас были «Ямахи», и в первый год моей работы пришли «IBM-286». Хотя мне довелось поработать и на старом «БЭCМ» — быстродействующая электронно-счетная машина. Этот монстр размером с мой кабинет стоял в Сибирском государственном металлургическом университете (г. Новокузнецк). Мы кололи дырочки в перфокартах, передавали информацию, а он искал ошибки, заставляя переделывать всё заново. Это было очень интересно: мы сразу понимали, как работает двоичная система счисления! При обучении на современных компьютерах детям это так доходчиво не объяснишь.

— За 27 лет компьютерные технологии сделали огромный скачок. Как это отразилось на вашей работе?

— Информатика из разряда фундаментальных наук перешла в разряд прикладных. И это не радует, ведь обучение работе с текстовым редактором – не есть информатика. У информатики, как науки, есть своя база, которую нужно знать для полноценного развития – системы счисления, основы логики и т.д. Многие люди воспринимают компьютеры исключительно как игрушки, как программы, помогающие обработать текст, графику, таблицы. У ребят теряется понимание, что для обработки той же графики нужно уметь писать программы.

Есть и положительные стороны.  В настоящее время большой оборот набирают дистанционные технологии, которые позволяют организовать международное сотрудничество, удалённо проходить обучающие семинары, создавать проекты и многое другое. Это удобно тем, что  если школа закрыта на карантин, дети имеют возможность получать знания дистанционно, используя для этого современные средства телекоммуникационных технологий – электронную почту, социальную сеть, дистанционные курсы. Используя сервис web 2.0 – анкету, мы определяем  время общения и проводим вебинар.

Дети в нынешних условиях очень легко становятся пользователями, что востребовано в современном мире. Но если посмотреть рейтинг профессий, то можно увидеть, что приоритетное направление имеет профессия IT-программист, а это совершенно другой уровень понимания информатики. К счастью, в гимназии с 2004 года есть профильные классы, что позволяет детям понимать фундаментальные основы информатики и  развивать навыки программирования.

— Почти у всех детей сейчас есть доступ в Интернет с телефона, хорошо ли это?

— Смотря как использовать. Если во время уроков сидеть в социальных сетях, просматривая различные ролики или переписываясь с друзьями, то будет страдать процесс обучения. Пользователь, конечно, вырастет грамотный, а вот будущему программисту для учёбы нужен гаджет  с программным обеспечением и выход в Интернет для получения знаний. Существует большое количество сайтов,  где есть возможность тренировать себя в понимании программирования, участия дистанционных олимпиадах и много другого. А с карманным Интернетом ребёнок перестаёт развиваться, он привыкает находить ответы на все задачи и вопросы. То и дело, проверяя работы, натыкаешься на шаблонные ответы, явно найденные в одном источнике.

— Насколько востребованны программисты?

— «Айтишники» сейчас на вес золота. Мой ученик Глеб Гусаров рассказал недавно, что одна калифорнийская фирма предложила перспективным программистам из Новосибирска работу, для чего понадобился переезд в Калифорнию. Среди них есть и брат Глеба – Роман Гусаров. Информационная безопасность, программная инженерия – чем только ребята не занимаются! Немало моих учеников решили связать себя с программированием: Валера Чернов, Ярослав ПлотниковЛиза Гарченко стала «айтишником» в Петербурге, а Александр Киселёв остался в Питере на аспирантуре и уже сам преподаёт. Оксана Жданова работает в Набережных Челнах на знаменитом заводе «КамАЗ». Аня Тараненко, кандидат математических наук, защищала свои работы в Англии и во Франции, но отказалась эмигрировать и сейчас работает в Новосибирске.

— Татьяна Леонидовна, гимназисты под вашим руководством с 2008 года показывают лучшие результаты на государственных экзаменах по информатике в Белове. В чём залог таких успехов?

— Педагогика строится на любви. Любви к детям, любви к предмету, которую ты хочешь им передать. Когда работаешь в профильном классе, то невольно рассказываешь о глубинах предмета, о его истории, о великом вкладе в развитие компьютерной техники ученых именно Советского Союза, говоришь об интересных преобразованиях и закономерностях в позиционных  системах счисления, связываешь их с жизнью, знакомишь с основами логики, которые востребованы не только в арифметически-логическом устройстве или внутреннем построении памяти… В каждом классе всегда находятся ученики, которые увлекаются знаниями, выходящими за пределы обычного курса, и сами идут дальше. Есть такие ребята в 10-11 классах. В прошлом году два восьмиклассника  показали способности к программированию. Из таких детей и выходят победители олимпиад, вроде Кости Середина, а самая тяжёлая часть ЕГЭ по информатике для них – просто ни о чём!

 — Ну хорошо, пару талантов вы повели за собой. Но ведь нужно всем детям дать прочную базу. Один на поле ЕГЭ – не воин. Как это сделать?

— А здесь мне помогут понимающие материал дети. Класс разбит на группы. В первом ряду сидят ребята, которым я последовательно объясняю на доске все задания варианта ЕГЭ. На втором ряду – ребята посильней. Они могут принимать участие в разборе последующих заданий, а могут подойти, например, к Юле Конюховой, которая ответит индивидуально по заданию, вызывающему затруднения. Ребята совместно решают, поясняют, помогают друг другу.  Я считаю, что самые глубокие познания образуются тогда, когда ты понял материал на таком уровне, что можешь объяснить это однокласснику. И я могу доверять детям: они сами подтолкнут лодыря, помогут отставшему, одёрнут грубияна. При таком подходе нет времени отвлекаться на другие занятия или лениться.

— Расскажите, как вам удалось победить в федеральном конкурсе и кто вам помог?

— Получать хорошие результаты, видеть, как твои дети успешно и регулярно сдают ЕГЭ – это нормальная рабочая ситуация. Но здесь ты справляешься один. А вот добиться победы  в конкурсе можно, только работая с профессионалами в своем деле. И мне посчастливилось встретиться с профессионалами своего дела – это методист ИМЦ Галина Анатольевна Иванова и руководитель структурного подразделения Ольга Вячеславовна Шлыкова, сотрудники гимназии во главе с директором Анатолием Анатольевичем Старченковым,  родители учеников Светлана Валерьевна ШатайлоЮлия Викторовна Прокудина и другие. Неоценимую помощь оказали мои ребята. Несколько лет подряд я, как классный руководитель, вместе с учениками посещала участников Великой Отечественной войны в Белове. Понимая, как мало осталось ветеранов, я просила детей записывать каждое слово, фотографировать. Со временем это выросло в настоящую летопись войны. Эта работа также была отмечена членами жюри конкурса. 

— Татьяна Леонидовна, что вы можете посоветовать родителям? Как им приметить способности в своё ребёнке, развить их?

— Внимательно приглядывайтесь к своим детям и не старайтесь им навязать свои предпочтения. Развивайте в них данные им от природы таланты. Живите интересами детей, поддерживайте с ними дружеские отношения. Часто бывает, что родители планируют за детей их жизнь, рассказывают о профессиях, которые предпочитают сами, но согласитесь, что в современном мире появилось большое количество новых, интересных профессий, о которых дети узнают из СМИ, Интернета. Стоит ли принуждать ребёнка?

Любой человек обязан своими успехами своим родителям. Даже если они просто явили его на свет. И тем более он обязан таким родителям, которые были рядом, поучали, направляли в жизни и в обучении. 

Одна из древних мудростей гласит: «Ребёнок – это сосуд, данный нам, взрослым, на хранение». И наша задача наполнить его истинными ценностями и сохранить в чистоте.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода