Ринад Рачапов

– водитель-универсал Беловского филиала ОАО «Запсибэлектромонтаж». 14 августа он отмечает профессиональный праздник - День строителя.
Автор: Алсиня ШУЛЕПКО. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.

Свет в окнах

Ринад Мунифович РАЧАПОВ – строитель с 30-летним стажем. Он гордится своим трудом и постоянно расширяет профессиональные границы: умеет работать на таких спецмашинах как буроям, вышка, манипулятор (12-метровая крановая установка на базе «КамАЗа»).

В преддверии профессионального праздника корреспонденты «БВ» встретились со строителем.

— Ринад Мунифович, где вы начинали трудовую биографию?

— Родился в 1958 году в селе в Омской области. Отец работал трактористом, мама – дояркой. Жили скромно. В семье выросли пятеро детей: я, три брата и сестра. Отец всех нас, кроме сестры, еще в детстве научил работать на тракторе. Для меня это были первые уроки управления техникой. С тех пор я с «баранкой» не расстаюсь.

— Как попали в Белово?

— Приехал в гости и… решил остаться. В 80-е годы в Белове было много работы, строительство шло полным ходом, строителям платили хорошую зарплату, о том, что выплаты могут задерживать, мы еще не знали. Жена на переезд согласилась, в 1985 году мы стали беловчанами.

— Изменилась ли за эти годы работа строителя?

— Конечно, изменилась. Появились новые инструменты: перфораторы, шуруповерты, бензопилы, инвекторные сварочные аппараты. Это, безусловно, облегчает работу электромонтажников. А так же спецодежда стала более качественной, удобной в работе. Новые материалы с тройной изоляцией, негорючие. Светодиодные светильники более экономичные и безопасные.

Я освоил работу на разных спецмашинах, чтобы быть востребованным, теперь могу и заменить не одного специалиста, и заработать. Неизменными остались требования по технике безопасности. За долгую жизнь в профессии серьезных аварий не было. Меня еще отец научил, что первое правило водителя: быть внимательным на работе.

— А второе правило есть?

— Честно трудиться. Чтобы не опозорить родителей, чтобы смело смотреть людям в глаза. Сейчас у меня только мама осталась, ей 82 года, а отца уже нет в живых, но я помню наставления родителей.

— Ринад Мунифович, что самое трудное в работе?

— Больших трудностей нет. Все отлажено, отношения в коллективе хорошие. Мы делаем одно дело, помогаем и поддерживаем друг друга. Когда в коллектив приходят молодые ребята, без опыта работы, им иной раз что-то подсказываем, одергиваем.

— Не обижаются?

— Работа опасная. Все с первого раза понимают. Был случай, когда мы первый раз ставили 24-метровую мачту освещения. Тогда еще не знали всех тонкостей, но строгое соблюдение правил техники безопасности, смекалка и опыт специалистов помогли. Мачта у основания крепилась на шарнирах. Мы зацепили ее и стрелой поднимали. Под стропы подложили деревяшку, чтобы не соскользнули, но дерево оказалось старым и рассыпалось. Удар пошел по железу. И хотя он был не сильный, но мачта «пошла» и потащила за собой стрелу. Все были на своих местах и вовремя среагировали, а то бы могли стрелу погнуть. Потом сделали вторую попытку, положили крепкую деревяшку и потихоньку подняли. Теперь такие мачты стоят повсюду, но первая – самая памятная.

— Как вы отдыхаете?

— Еду на родину, к матери в Омскую область. Для меня нет ничего лучше, чем навестить родные места. На Новогодние праздники, на 9 Мая, в отпуск – у меня один маршрут. В селе помогаю матери, братьям. В деревне все мои живут сельским трудом, мне тоже эта работа в радость. У братьев специальность, как у отца.

— Что в жизни вас радует больше всего?

— Новые объекты, интересная работа. Знаете, когда едешь по городу или по району и видишь, сколько объектов построено нашими руками, — охватывает гордость. Ведь мы – строители-электромонтажники – не только добрый след на земле оставляем, мы зажигаем свет в окнах домов, в больницах, детских садах и школах, наполняем «жизнью» промышленные предприятия. У Беловского филиала ОАО «Запсибэлектромонтаж» огромный опыт, мы трудимся на строительном рынке 48 лет, сейчас трудно назвать предприятие или учреждение, где бы мы ни работали. А сколько жилья отстроили? Весь третий микрорайон «наш», работаем у соседей, на всех крупных угледобывающих предприятиях. Нас знают и уважают, оказывают доверие. В настоящее время коллектив обновился, многие опытные монтажники вышли на пенсию, но традиции прошлых лет остались.

Из воспоминаний бывалых строителей

Знай наших!

С.Г. ЕлинС.Г. ЕЛИН, главный инженер:

— После аварии на Беловской ЦОФ филиал «Запсибэлектромонтаж» восстанавливал на фабрике топочное отделение. С работой справились за 2 месяца: все сделали качественно, в краткие сроки. Это был настоящий трудовой подвиг. Старания монтажников оценили, их чествовали в ДК «Шахтер». После торжества добирались на «ГАЗ-69» (в народе его называют «Бобик»), но в дороге прокололи колесо, а у водителя, как назло, домкрата с собой не оказалось. Что делать? Четверо молодых монтажников, вышли, дружно взялись за «зад» машины и приподняли. Держали, пока водитель менял колесо. Вес машины — 1,5 тонны!

Рожаем дома

В 2005 году городской роддом закрыли на ремонт, беременных женщин увозили рожать в соседние города. У нас в филиале народ сознательный: подумали, что отправлять женщин рожать далеко от дома - не дело, и решили… отремонтировать роддом в кратчайшие сроки. Ремонт электрооборудования - работа сложная, - необходимо подготовить проект. Обычно проекты заказывали в УКСе, но в тот раз сделали сами, - чтобы не затягивать.

Березы

С.М. ЛЕЛИК, директор филиала:

С.М. Лелик— Дело было в Юрге, лет 40 тому назад. Меня — молодого монтажника — откомандировали к соседям на помощь. Помню, нашего бригадира на каждом штабе ругали: селянам нужно перекрывать крышу коровника, а досок нет – пилорама обесточена, работа стоит. Начальство в детали не вдавалось, подавай электричество — и все тут. А ведь только чтобы опоры установить, нужен не один день. Каждый раз про пилораму спрашивали, так достали, что бригадир не выдержал и раскинул кабель по сучьям берез (все материалы у нас уже были), прикрутил его проволокой и подсоединил пилораму.

На очередном штабе на него только хотели накинуться, а он сказал, что уже 2 дня как доски пилят и крышу кроют. Вот так вышел из положения, а столбы мы потом установили, и кабель протянули, как положено.

Выживание

В 90-е годы филиалу приходилось нелегко. Наряду с тем, что в мастерских мы сами делали (и делаем в настоящее время) шкафы учета, щитки освещения, вводно-распределительные устройства, трансформаторные подстанции, прожекторные мачты и многое другое, мы оказывали услуги сторонним организациям и частным лицам.

Аргонная сварка в городе была только у нас (сейчас есть у всех), а в ту пору мы выживали за счет того, что наши мастера ремонтировали поддоны автомобилей, блоки, гнули пороги, изготавливали банные печи, шумовки. Александр Васильевич Лавров (ныне покойный) даже выстукивал решетки на «Жигули» — он был настоящий виртуоз.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода