Артемий Козин

- священник. О том, как в семье батюшки встречают Рождество Христово и о многом другом - "исповедь священника".
Автор: Олег БЫКОВ. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.

Живая вода Церкви

7 января наступает один из самых значимых праздников православия – Рождество Христово. Корреспонденты «БВ» встретились настоятелем храма святого Георгия Победоносца протоиереем Артемием Козиным.

Рождественские обычаи

Артемий Козин— Расскажите, как православная семья встречает Рождество? Например, ваша священническая семья?

— В первую очередь, Рождество – праздник церковный. Семья священника, как и прочие верующие, начинает этот день с праздничного богослужения. Уже после мы с матушкой Татьяной, дочкой Марией, сыновьями Кириллом и Дмитрием идём к праздничному столу. Все дети у меня несут своё послушание: сыновья прибирают храм перед праздником, дочь и жена убирают дом, потом возьмутся за готовку. Это – самый значимый семейный праздник в году. Тем более что церковное новолетие – 1 сентября. Новый год 31 декабря – светский праздник, мы не отмечаем. Поэтому подарки, поздравления – это всё на Рождество.

— Есть какие-то особые блюда для этого дня?

— 7 января кончается Рождественский пост. Он, кстати, не строгий: разрешена рыба (кроме среды и пятницы), учащимся, беременным и т.д. есть послабления. Можно вкушать скоромное. Особых рождественских блюд нет, всё как у обычных людей. Но постараемся приготовить хороший стол. Дочь Маша, наверное, приготовит торт (она на это мастерица), я могу взяться за казанок и сварить во дворе шурпу, лагман, пожарить шашлыки. Каким блюдом матушка порадует, пока не знаю. Вино не возбраняется, но довольно умеренно.

— Вино «и монахи приемлют»?

— В Евангелии сказано – «не упивайтесь». Но также сказано, что «вино веселит сердце человека», а первое чудо Христа в Кане Галилейской – умножение количества вина на свадьбе. Употребление вина на семейных застольях имеет и некий воспитательный аспект.

Семья— Каким же образом оно воспитывает?

— Я не могу поставить решётку, отгородив детей от мира. Соблазны всё равно повсюду. Когда дети были на новогодней ёлке в школе, некоторые их сверстники перепились, накурились. Поэтому, в первую очередь, мы пытаемся сказать детям, что алкоголь губителен в чрезмерном употреблении, но, с другой стороны, вместо того, чтобы запрещать алкоголь, нужно дать культуру его употребления.

Родители – пример подражания для своих детей. Пусть дети видят, что алкоголь – не запретный плод, но потреблять его нужно правильно: выпил в меру, закусил, повеселился, спел песни и т.д., а не упал под стол. Пьянство неприемлемо, но вино допустимо, конечно же, только с достижением совершеннолетия.

Семья (1)— А колядовать будете?

— Христославление (по народному – колядование) начнётся у нас после застолья. Мы собираемся общиной и ходим по домам, поём церковные песнопения, прославляющие Христа. Дети разыгрывают сценки, мы поздравляем друг друга.

Любопытно, что подобный обычай колядования сохранился у нас благодаря Западной Украине. Там очень религиозное население: люди знают богослужение, песнопения, сохранились христианские традиции и преемственность. Не было разрыва поколений в священнических семьях. В советское время в Украине было проще добиться рукоположения во священники. А  многие священники Кузбасса – как раз родом с Западной Украины. Они привезли с собой обычаи встречи Рождества.

Правда, не все колядуют порядочно. Некоторые озорники на Рождество нацепляют какие-то бесовские морды и поют под окнами матерные частушки, требуя взамен конфеты. Ко мне вот постоянно приходят…,

Смысл праздника - в добрых делах, а не в дежурных словах.

— Православные ходят в гости на Рождество?

Матушка Татьяна с сыном Димой— Ходят после него, в святочную неделю. Я, например, побываю у тёщи, у сестры, ко мне приедут гости. У священников принято ездить в гости всей семьёй. Может быть, побываю с родными в Прокопьевске: у меня там служит друг. У него четверо детей, у меня – трое, тоже пообщаются. Бывают самые разные гости в такие дни: сегодня – глава администрации, завтра – бандит, потом дядя Вася придёт – или за духовным советом, или просить на опохмел. И со всеми нужно поговорить!   

— Да, для многих Рождество – лишь повод для застолья…

— Многие не понимают смысл этого праздника. Они не читают Евангелия, не знают церковной истории, не следуют заповедям, духовно безграмотны. В голове у них – мешанина из православия, неоязычества, оккультизма.

Православие для них – только повод для праздников. Они считают, что главное на Пасху – красить яйца и покупать куличи, на Рождество – ставить ёлочку, на Крещение – кидаться в прорубь и т.д. Основные заповеди они отвергают: блудят, пьют, не соблюдают посты, не смиряют свои страсти. Религия им нужна лёгонькая: поставить свечку, набрать крещенской воды, покреститься на купола. Любимая фраза – «Бог у меня в душе». Хочется спросить: «А что вы сделали, чтобы он там оказался?».

— Как Церковь относится к рождественскому гаданию и тому подобным практикам?

— За время моей службы (отец Артемий служит на Щебзаводе и в Старобачатах 15 лет – О.Б.) было множество случаев негативного воздействия на гадающих. Люди, соприкасаясь с потусторонним миром, понимая, что он реален, просто повредились рассудком. Ещё Серафим Саровский, которому посвящён наш источник, говорил своему ученику Мотовилову, что если он увидит беса, то сойдёт с ума от ужаса.

Молодые девушки часто приходят в церковь, чтобы приобрести церковные свечи для гадания. Предостережений священника они даже слушать не хотят. А шутки с нечистой силой до добра не доводят. Мне приходилось освящать целую школу в Бородёнково: после рождественских гаданий, устроенных девочками, там было невозможно учиться из-за проказ нечисти. 

Избежать влияния оккультизма трудно: по телевидению крутят «Битву экстрасенсов», в газетах – объявления магов, в Интернете – подозрительные сайты, пропагандирующие сатанизм под вывеской православия. Расчёт – на невежество людей, на духовную безграмотность. Был случай: у моей супруги брали интервью. Темой была жизнь матушки, воспитание детей. Но потом к её словам подверстали оккультные советы из серии «Как найти суженого». И получилось, что матушка Татьяна пропагандирует оккультизм!

— А в чём же настоящий смысл Рождества?

— Нести радость ближнему. Вера без добрых дел – мертва. Мы, например, бываем в интернатах и детских домах с колядованием. Иногда раздаём игрушки. Надеюсь, что будут и другие возможности кому-то помочь, ободрить, порадовать. Но каждый способен сделать что-то доброе. Возможно, в вашем подъезде живёт одинокая бабушка. Поинтересуйтесь, всё ли с ней хорошо, не нужна ли ей помощь. Купите весь хлеб в магазине и раздайте его всем бесплатно. Есть немало способов помочь ближним.  Смысл праздника – в добрых делах, а не в дежурных словах. Так же и смысл Прощёного воскресенья после масленицы – просить прощения за конкретные вины, извиняясь перед тем, кого обидел. А не перед всеми окружающими, перед которыми и не провинился. 

Не оскудеет рука дающего?

— Относительно добрых дел. Многие говорят, что священники и епископы украшены золотом, ездят на иномарках, а вот добрых дел от них не дождёшься!

— Есть ли в Церкви грешники? Конечно, есть, кто из нас без греха! И священники, и епископы, и аз перед вами – грешен. И Христос когда-то говорил, что пришёл не ради спасения праведников, а ради покаяния грешников. Церковь – как больница для грешников, желающих выздоровления. Но вот о неправедном обогащении – это злословие и клевета. На сайте Кузбасской епархии можно увидеть, какие полезные социальные проекты осуществляет церковь: помощь обездоленным, волонтёрство и т.д. Регулярно собираются средства пострадавшим от стихийных бедствий, на операции детям.

О золоте скажу, что за 15 лет служения, будучи в разных, иногда богатых соборах, я ни разу не видел золотой утвари: она вся сделана из латуни.

Священники, конечно, ездят на иномарках – как и большинство россиян. Причина проста: иномарки надёжнее, а в цене сопоставимы. Я больше 10 лет ездил на продукции отечественного автопрома, но я не ездил, я под ней лежал. Не будь у меня иномарки, я не смог бы проезжать в год по своему приходу 100 тысяч км. Получил я машину в дар (владелец менял подержанную машину на новую): сам на свои семь тысяч зарплаты я бы не смог её приобрести. Я лично не знаю священников, которые на церковные средства приобретали бы автомобили.

Есть ли в Церкви грешники? Конечно, есть. И священники, и епископы, и аз перед вами – грешен.

— А каково вообще быть сельским священником?

— Мало кто из священников, особенно семейных, выдерживает больше пяти лет на селе.  Что говорить – в плачевном состоянии русская деревня.  В 99% деревень – пустые храмы, безразличие. Основная часть прихожан – приезжие из городов. В воскресенье, например, приходит полный автобус с верующими из Бачатского.

Сельские приходы живут исключительно на пожертвования прихожан. На эти средства содержатся храмы, оплачиваются коммунальные услуги (однажды за неуплату за электроэнергию в храме меня отключили со словами «Молитесь при свечках!»), госпошлина на здания, начисляется зарплата причту, часть денег идёт на содержание Кузбасской епархии (одно только содержание Новокузнецкой семинарии и двух гимназий чего стоит!). Живём мы небогато, большую часть работ делаем сами. Нужно быть мастером на все руки.

Каждый приход – юридическое лицо, множество документов, которые нужно заполнять. Матушке пришлось освоить бухгалтерию, мне – Интернет и множество видов строительных работ. Священник, привыкший к городскому служению, где можно вызвать без проблем плиточников или слесарей, редко выдержит больше двух лет на селе, где нет средств и везде нужно приложить свою руку. Я же служу уже 15 лет. Мне помогло то, что я работал в своё время и на автобазе, и на стройке.

Хранитель живой воды

— Отец Артемий, за время вашего служения в Старобачатах обустроен целый религиозный комплекс – святой источник Серафима Саровского. Его знают все, кто набирает крещенскую воду или купается в иордани на Крещение. А с чего всё начиналось?

Крещение— Купались здесь давно: местность изобилует ключами. Но комплекс стоить начали в 2007 году. Бросил, помню, клич по знакомым: давайте обустроим для людей! Откликнулись многие: глава администрации, мой кум Калашников, другие знакомые. Работали по выходным… А потом узнал о нашем замысле губернатор. И вдруг Аман Гумирович позвонил прямо мне. Помню до сих пор, что он сказал: «Отец Артемий, я очень почитаю Серафима Саровского, хотел бы вам чем-то помочь. Что вам нужно?». Я не сробел и попросил сделать хорошую дорогу и водоотвод (чтобы вода с полей не попадала в источник). Вскоре глава  холдинга «СДС-Уголь» Федяев оказал спонсорскую помощь, в результате которой был постороен для людей этот замечательный уникальный комплекс. Тогда была сделана дорога, появились наши сосны – будущий бор. 

Источник у нас получился уникальный – с каптажной[1] камерой. Туда не попадает ничего извне, а потому вода идеально чистая. Мы постоянно это контролируем, делая анализ воды. На глубине примерно полутора метров бьют три крупных ключа и около 18 мелких, выходя на поверхность через разлом в известняковой плите.

Мы выкопали яму, обложили её камнем, а сверху «задавили» всё тремя «КамАЗами» глины. Воде остался один путь – в трубы. Они с задвижками, для регулирования.   

Крещение (1)За источником я постоянно приглядываю. В прошлом году, когда осели бетонные кольца, загнув трубы внутри камеры, пришлось мне полдня работать перфоратором, стоя в ледяной воде. Но источник стоит этих трудов. Вода наша почитается всем Кузбассом. Пьют эту воду повсеместно.

— И купаются…

— Постоянно кто-то купается, что ни день – подъезжают машины, даже сейчас, в морозы под 30 градусов, целыми группами. На Крещение – просто столпотворение. И аз грешный окунаюсь.  Надеюсь, что сильных морозов не будет, потому что мне хватило опыта купания в 47-градусный мороз: добежав из нагретой машины до купели, я чуть не примёрз, всего свело (смеётся). Народ заинтригован: «Ну что, батюшка, рискнёшь?!» А в купель ещё не сразу пустили: плавает там женщина в купальнике и томно говорит: «Мужчина, ну куда вы торопитесь?». В итоге сломал себя – и таки окунулся.  Но сразу скажу: начав купаться в нашем источнике, я позабыл о простудных заболеваниях. 

22 апреля 2015 года вы в числе прочих добровольцев тушили полевой пожар в Старобачатах, отстаивая святой источник, а после статьи «БВ» об этих событиях получили благодарность от МЧС. Но до сих пор неясно, что стало причиной того пожара…

Тушил пожар на святом источнике… Нелегко было: обгорели руки и борода, чудом уберёгся!

— Людская безалаберность – вот причина. В противопожарный период люди спокойно бросали окурки в сухую траву. Пожар начался в трёх километрах от источника, но ветер был такой сильный, что пока я ехал со Щебзавода с ранцевыми насосами (отец Артемий заведует складом пожарного инвентаря. – О.Б.), полыхало уже здесь. По нашим посадкам сосен, прямо у храма гулял огненный вихрь – воронкой. Тушил не только я, всем миром справлялись: и пожарные, и добровольцы, «БелАЗ» с разреза с водяной пушкой. Отстояли и храм, и санаторий «Серебряный ключ», не дав пожару дойти до леса. Нелегко было: у меня обгорели руки и борода, чудом уберёгся от более тяжких ожогов…

Летом мы внимательно следим за ситуацией. Я сам не постесняюсь взять за ухо проказника, бросающего петарды в траву и хорошенько надёргать – если отец этим не удосужился!

— Не жалеете, что встали на стезю священника?

— Мама моя, царствие ей небесное, была верующей. Я ещё в детстве прочёл Библию от корки до корки, но крестился осознанно – в зрелом возрасте. Выполнял послушание в храме и хотел узнать лучше православие. Батюшка, видя моё усердие, предложил мне поступить в семинарию. Там я встретил свою будущую супругу, учившуюся на регентском курсе.

Конечно, сейчас, примерив дерюжку по себе, я понял, что служение ещё более тяжко, чем мне в молодости представлялось. Все эти 15 лет было трудно. Приход – новообразованный, всё с нуля. Первое время и жить нам с матушкой было негде. Но сейчас общими трудами и община крепка, и храмы обустроены. Я рад, что так послужил Господу, слава Ему за всё!

— Вы 15 лет отслужили на деревне. В чём видите главную проблему?

— Одна из главных бед нашего времени, на мой взгляд, порождённая маловерием, – неполные семьи. Я смотрю статистику ЗАГСа в «Вестнике»: разводов уже почти столько же, сколько бракосочетаний. Неполное воспитание: папаша бросил семью, мамаша с утра до ночи работает. Дети предоставлены сами себе. И когда начинается переходный возраст, когда нужна мужская жёсткость в воспитании (отец Артемий выразительно сжал кулак), – но папы рядом нет! Как я уже говорил, родители – пример для детей. А какой пример подаёт отец, бросающий семью? Мать, меняющая мужей? Или пьянствующие родители? Дети делают выводы: «Значит, и мне так можно!». Отсюда вытекает и безобразное поведение детей в школе. Если дома дети не слушаются родителей, будут ли они слушаться учителей? Конечно, нет. 

— Что бы вы хотели пожелать на Рождество?

— Рождество – детский праздник. Порадуйте их, присмотритесь к ним, вызовите на откровенность, осознайте ответственность за их судьбу в этот светлый день.

Верующим я желаю радости от прихода в наш мир Спасителя. Пусть все ваши мысли и дела в этот праздник будут христианскими. Прославьте Бога своими добрыми делами, а не выпитым алкоголем! Это единственный достойный повод для работы в Рождество Христово: делание добра.


[1]Каптаж — сооружение, посредством которого вода пресного или минерального источника или грунтовая вода, не имеющая свободного выхода на земную поверхность, собирается в одно определенное место и предохраняется от различных вредных влияний.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода