Виктор Коврижных

Автор: Владимир Голубничий. Фото Вячеслава Светличного.

Поэтами все-таки рождаются

5 ноября Виктору Коврижных исполнилось 60 лет.
Мы с ним давно дружим – в 1984 году вместе пришли в газету «Знамя коммунизма», организовывали вместе с другими самодеятельными поэтами литературное общество «Исток». Там мы спорили о литературе, печатали свои стихи. Тогда это были Андрей Белов, Владимир Ширяев, Александр Николаенко, Владимир Щелканов, Сергей Кинельский… Из этих «восьмидесятников» Виктор Коврижных единственный, чье имя и сейчас звучит стихом, кто серьезно занялся литературой, чей талант получил общероссийское признание. Хотя на хлеб он всегда зарабатывал руками. Умеет все: и трактор водить, и корову доить…

От всей души поздравляем Виктора с юбилеем!
А для начала представляем портрет литератора. Один — на первой полосе. В нем, на мой взгляд, нашему фотокорреспонденту Вячеславу Светличному удалось попасть в тон творчества Виктора Коврижных – мыслителя и творца из глубинки, знающего жизнь простых людей не со стороны.

Второй портрет составлен из краткой биографии и ответов на вопросы героя когда СМИ, а когда и самому себе. Вот вам прямая речь Виктора Коврижных.

Владимир ГОЛУБНИЧИЙ.

Основная цель творчества

За словом автора должен следовать поступок. Если, к примеру, стоит телега без движения, улица пребывает в непотребном виде, человек прозябает в нищете своего внутреннего мира, то после стихов должно начаться позитивное движение: телега покатила, улица опрятна, а человече пребывает в добром расположении духа.

В душе его прописываются надежда на светлое будущее и вера в собственные силы. Конечно же, не следует принимать буквально сказанное, но только ведь с осознания человека своей роли в жизни начинаются позитивные перемены в самой жизни.

Как всё начиналось

В конце 70-х я трудился машинистом ж.д. крана в Бачатском ПТУ и постоянно таскал блокнотик, где писал стихи в перерывах. Просили прочесть. Читал, видел их изумлённые лица и с чувством нескрываемой гордости слушал их советы: немедля отправлять в газеты, чтобы печатали. Больше всего их поражало, что я пишу на производственную тему и пишу правду, как она есть. Без ложного пафоса и патетики. Потом были профессиональные рецензенты. И они говорили о новом явлении в поэзии о труде и человеке труда. Сравнивали с поэтами пролетарской “Кузницы” и с самим Ярославом Смеляковым. По правде сказать, не думал об этих поэтах. Просто у меня было своё видение и понимание: как подавать тему труда в поэзии.

А впервые меня опубликовала наша городская газета «Знамя коммунизма», куда я смиренно явился. Долго стоял перед дверью, робея и страшась. Но всё же вошёл. Меня встретила сидящая за столом Юлия Борисовна Бабанакова. Она долго всматривалась в меня поверх очков, а затем спросила: «Вы стихи принесли?». Кивнув головой, молча протянул ей тетрадку.

Прочитав несколько стихов, она просияла лицом и сказала, что ей понравилось кое-что. Про Ассоль и подснежник. «Возможно, мы их опубликуем. Ждите».

Как приходят стихи?

Чаще всего спонтанно, ну, а когда в душе кураж, то легко и непредсказуемо. Просто приходит строчка, которая приносит с собой интонацию, размер и ритм, и уже стихия несёт непонятно куда. Пишешь, зачастую не ведая, чем закончится. И финал приходит неожиданно, до озноба по коже. Главный показатель, кстати, что стих состоялся. А творческие муки потом – шлифовка и доработка.

Своя колея

Когда я основательно начал писать, то уже понимал, что такое эпигонство. Подражать кому-то не пытался. Но учиться у других поэтическому мастерству не считал зазорным. Без этого невозможен профессионализм. Просто надо быть самим собой, предельно искренним в чувствах и ощущениях. Только тогда и будет индивидуальность.

Помню, после первого семинара молодых писателей мои стихи взял для публикации в газете «Кузбасс» Владимир Матвеев, один из мэтров сибирской словесности. А спустя месяц, когда я приехал на очередное заседание «Притомья», он с виноватой улыбкой ответствовал: «Стихи, Вить, у тебя живые, но встречаются неграмотные обороты речи. Хотел отредактировать,  ни черта не получается. Вроде, правильно, грамотно, но пропадает индивидуальность и «живинка». В общем-то, это и есть показатель самостоятельности, авторской индивидуальности.

По правде сказать, меня подводило отсутствие знаний филологии и лингвистики. Привык мыслить и писалось близкой к разговорной речью. Как люди обычно говорят, так и я писал… А это не всегда грамотно в плане требований норм русского языка. Пришлось учиться этим нормам, читать словари и справочники. Самоучка, одним словом. Ну и, конечно, читать философию, историю культуры и прочее.

Что нового у В. Коврижных на сайтах Интернета?

Да нового почти каждый день: визиты читателей, преимущественно из числа пишущих, отзывы, споры и дискуссии, чего не так-то просто организовать в печатных изданиях. Очень важный момент. Будущее литературы на сетевом пространстве, безусловно, есть. Как есть будущее и литературы печатных форм. К примеру, многое открываешь нового для себя: стилевые направления, конъюнктурность поэтических форм и стилистики. Конечно же, знакомства с интересными поэтами, писателями. В частности, открыл для себя поэта Михаила Анищенко, поэта номер один в современной России. Общаемся. Иногда спорим по идейным соображениям.

Участвую в различных конкурсах. Правда, меня зачастую используют в качестве эксперта, номинатора, арбитра и ведущего конкурсной площадки. Тяжеловато и ответственно, но говорит о многом. Сейчас участвую как соискатель премии в “Кубке мира” русской поэзии, который проводится в Прибалтике. Получил персональное приглашение от организаторов. На победу особо не надеюсь, поскольку формат моей лирики не вписывается в требования современной поэзии, где главное не тема, а стилистические изыски и пост-модернистская лексика с психоделическими наворотами.

Когда задумываешься о стилистических приоритетах, художественно-эстетических концепциях и анализируешь веяния современной поэзии и прозы, невольно приходишь к мысли, что в творчестве надо иметь две крайности: по-настоящему любить Родину и народ до самозабвения и апологетики или же исповедовать эстетику утончённого цинизма, культивировать в себе надмирность или же космополитизм. Наверное, есть и другой путь. Возможно, сочетая обе крайности, исходя из понимания, что Земля — один корабль в Космосе, но в то же время сохраняя свою национальную идентичность. Может быть, так.

Просто на данный момент литература разделилась на два непримиримых лагеря. Вечный спор, вражда между западниками и славянофилами. Так и видится, что Россия — не просто государство, а огромный полигон для испытания новых теорий, концепций и экономических экспериментов, где население используется в качестве подопытных.

Кто герои произведений?

Какая мне нужда выдумывать героев? Рядом они. Много прототипов, но и достаточно реальных героев, с коими открытым текстом знакомлю читателей. Простые люди, но такие, на мой взгляд, на которых Россия держится, и в то же время наделены особым качеством – запоминаться.


Краткая биографическая справка

Коврижных Виктор Анатольевич родился в 1952 году в Старобачатах Беловского района. Поэт. Член Союза писателей России. Автор пяти поэтических книг, изданных в разные годы в издательствах г. Кемерово.

Первые стихи были опубликованы в газете «Беловский вестник», тогда «Знамя коммунизма». Стихи и проза публиковались также в журналах и альманахах: «Смена», «Наш современник», «Поэзия», «Истоки», «Рабоче-крестьянский корреспондент» (Москва), журнале «Бег» (Санкт-Петербург), «Литературный свет» (София, Болгария); в сибирских региональных изданиях: «Сибирские огни» (Новосибирск), «Огни Кузбасса» (Кемерово), «Дни и ночи» (Красноярск), «Барнаул» (Барнаул), «Начало века» (Томск), «Бийский вестник» (Бийск), «Лик» (Ленинск-Кузнецкий), «Стильная провинция» (Белово).

Стихи также вошли в коллективные сборники, антологии и хрестоматии. Лауреат литературных премий «Образ», «Энергия» и ежегодной премии журнала «Огни Кузбасса». Абсолютный победитель международного поэтического конкурса «БЛК» на интернет-сайте «Стихи.ру» по итогам за январь 2012 года.

За развитие и вклад в отечественную культуру награждён медалью «За веру и добро» и юбилейной медалью «К 100-летию профсоюзов».

В настоящее время живёт на малой родине – в Старобачатах. Трудится в системе МЧС начальником караула в пожарноспасательной части пос. Инского.


“Когда пробьёт последний час Природы...”
(Ф. Тютчев)

Захлебнутся последние битвы
и проступят сквозь гибельный снег
изваяньем бессмертной молитвы
берега остановленных рек.
В небесах растворится дорога,
в вечный холод раскроется дверь.
Коль такого придумали Бога,
выживайте, живите теперь.
Только там, где мы жили и были,
просквозит во вселенской тоске:
Нет, не те мы слова говорили,
и совсем не на том языке...


Сенокос отошёл... Смолкла воля.
Зябкий сумрак томится во рву,
словно ропот вечернего поля,
на котором скосили траву.
Всё по мне: и печаль, и дорога,
тихий свет над родной стороной.
Горьким мёдом исходит из стога
обезвученный скошенный зной.
И смотрюсь я, душой обмирая,
на просветы берёз и земли,
где, как пасынков горнего края,
слов несказанных тени легли.
Не кляну ни судьбу, ни погоду,
несказанному выпадет срок,
коль грядущему слову и году
наготовлено лучшего впрок...

Погода