Космический потолок Геннадия Дорогова

Автор: Владимир Голубничий.
Фото: Слева направо стоят: библиотекари Елена Ерёмина и Ольга Дупленкова, в очках – почитательница таланта, далее библиотекарь Вера Кочеводова; сидят: Геннадий Дорогов с женой Татьяной.

В нашем городе Белово рабочие поселки Чертинский, Новый Городок известны не только знаменитыми шахтерами, но и писателями. Александр Курицын, Сергей Павлов, Геннадий Дорогов – все из нашей шахтерской среды, и если не сами рубали уголек, то их родители добывали «черное золото». В минувшую субботу 2 марта в помещении детской библиотеки, расположенной на ул. Ленина, 57, прошла презентация новой книги  Геннадия ДОРОГОВА «Пластилиновая пуля». Мы с Геннадием давно знакомы, и даже публиковали в «БВ» кое-что из его первых рассказов, поэтому до начала «мероприятия» уединились с писателем-земляком в традиционном для России месте для интеллигентских споров и откровений – на крошечной кухоньке с гремящим холодильником, и я попытался выведать у него главную писательскую тайну: кто ему книжки диктует? Или это он сам такой всезнающий?

— Геннадий Николаевич, как становятся писателями?

-  Сначала были стихи. Писал еще в школе, но не считал, что я делаю что-то важное, и перед уходом в армию сжег свои рукописи.

— Как Гоголь…

— Да, — смеется.

— Но ведь рукописи не горят…

— Так и вышло. Я служил в Казахстане. Еще в карантине (первые дни службы) написал стихи «Письмо солдата». Там были такие строчки: «Я о Сибири думать не устану, Попавши в этот непривычный мир, Пишу тебе письмо из Казахстана. Как поживаешь, милая Сибирь?», — и  так далее. А когда вечером увидел, что вся казарма переписывает это стихотворение, чтобы послать домой, понял: стихи – не пустое занятие. Так я опять начал писать. Потом отправили в «учебку». Там написал крамольные строки, за которые получил наряд вне очереди: всю ночь втроем стеклышками скоблили пол в казарме.

— Какие крамольные?

— Моему сослуживцу Лодыжкину выдали сапоги 45-го размера, а нога у него была 38-го размера. Вот я, глядя на его мучения, и написал простенький экспромтик. Там были такие строчки:

«Я несчастный и судьбой проклятый,
В сапогах размером сорок пятый,
Настроение – хуже, чем в гробу.
Проклинаю всю свою судьбу.

Утром на зарядку выбегаю,
Ноги я с трудом передвигаю.
Стал болеть, стал мучиться одышкой,
Очень больно режет под лодыжкой.

Скоро мне совсем придет завал –
Все свое здоровье подорвал.
Командиры, вы не будьте строги,
Посмотрите лучше мне на ноги.

Если вы мне только не враги –
Дайте мне другие сапоги».

Солдаты ржали, цитировали, дошло до командира, так и получил наряд вне очереди. Но нет худа без добра. Это оказалось рекламой. И когда в части стали издавать газету, обо мне сразу же вспомнили. Дали в пару художника-шаржиста и добавили постоянно обновляемый список нарушителей и нарушений. Шаржист рисовал, я писал ехидные эпиграммы. Что интересно, всем нравилось, и никто не обижался. Считай, выходные были наши, даже когда все по плацу маршировали. Так я впервые ощутил не только удовлетворение («Как я написал!»), но и пользу от творчества.

— А когда на прозу перешел?

— У нас при политехническом институте был туристический клуб «Скиф». Познакомился с  ребятами. Они устраивали великолепные праздники. Основные — «Новый год» и «Проводы пятикурсников». Народ разбивался на группы, и каждая группа готовила свой номер. Наша команда готовила целые спектакли с песнями. Я писал сценарии на туристическую тему, используя в них широко известных литературных персонажей. Песни также использовались широко известные, но тексты переделывались в соответствии с сюжетами спектаклей.

— Геннадий Николаевич, меня всегда поражают авторы, создающие диалоги от имени мужчин и женщин, детей, животных (что они думают). Как происходит перевоплощение автора, откуда берутся эти знания? Лично я порой даже близко не могу предположить, что жена родная ответит на мой вопрос, настолько это бывает неожиданно и далеко за плоскостью формальной логики, а тут из повести в роман, от героя к герою говорить за всех. Как?!

— Ну, не такие уж мы разные.

— Не скажите! Не скажите!

— Вот, у меня есть роман, точнее, крупная повесть «Наташка и «Харлей Дэвидсон». Там все повествование от имени главной героини. Я написал про тот мир, который практически не знал. А потом эта повесть попала к байкерам. Её опубликовали на байкеровском форуме. Они узнали себя! Нет, были и отрицательные отзывы, однако чаще говорили: «Вы написали о моем товарище. Откуда вы его знали?». Первому моя повесть попала одному из организаторов байкеровских слетов, отвечающему за безопасность. Он, как прочитал, сразу спросил: «А где мы раньше пересекались?» — «Нигде», -  говорю. «Да быть такого не может! Вот эти люди, про которых написано, я их лично знаю! Манера общения, прочее – все наше! Это не придумаешь!», — настаивал маститый байкер. Однако я персонажей заведомо ни с кого не списываю. Эти образы приходят сами непонятно откуда, хотя подчас обнаруживается сходство с реальными людьми.

— Я помню, Геннадий Николаевич, когда ты показывал свои первые детективные рассказы  нашему земляку, всю жизнь проработавшему в правоохранительных органах, автору, опубликовавшему не одну книгу, члену Союза писателей России Сергею Павлову, он спросил: «Откуда такое знание темы криминала, следственной работы? Где ты все это берешь?». Ты ответил: «Ничего не знал, все с потолка». -  «Хороший же у тебя потолок!», — восхитился Павлов.

— Я думаю, что все-таки существует какая-то база данных, и, когда человек действительно занимается своим делом, он получает доступ к этой базе. Однако, просто так, даром ничего не дается, Канал открывается тем, кто прилагает усилия. И тогда начинает поступать информация. Конечно же, никто мне не «сбрасывает» готовый справочник. Знания приходят на уровне ощущений и в определенном объеме. Я не вижу необходимости досконально расписывать технические или иные подробности (как, скажем, в романах Артура Хейли). Главное, чтобы они соответствовали действительности и придавали сюжету «жизненный», правдоподобный вид. Для меня важно раскрыть характер человека, попавшего в ту или иную ситуацию, его нравственные качества, мотивацию поступков. Порой милые и очень приятные в общении люди в случае опасности или даже при угрозе шкурным интересам проявляют отнюдь не лучшие качества. Или наоборот — ершистый, неудобный человек в какой-то момент проявляет высоту духа, бросаясь на выручку другому человеку и даже рискуя при этом собственной жизнью. Поступки людей часто непредсказуемы. Мои критерии оценки качества собственных работ просты: верю ли я сам тому, что написал, или нет. Если душа не принимает, я буду переписывать и десять, и двадцать раз.

— Сколько всего произведений у тебя опубликовано?

— Рассказов где-то около пятидесяти, восемь повестей, романов – три. Сейчас пишу четвертый.


Наша справка

Дорогов Геннадий Николаевич — поэт, прозаик, член Союза российских писателей. Родился  в посёлке Черта г. Белово в 1955 году в семье шахтера. Учился в школе №14. Служил в армии. Трудовой путь начал по окончании школы учеником токаря, а затем токарем на Беловском энергоремонтном заводе. В 1983 году окончил Кузбасский политехнический институт по специальности «инженер-механик». Работал мастером, технологом (Механический завод), горным монтажником (горно-монтажное управление в г. Белово, шахта «Лапичевская» в г. Кемерово), инженером-конструктором 1-й категории в ОАО «Азот» (Кемерово).

Стихи начал писать в юности, еще в школе. Спустя много лет услышал в Кемерове песню под гитару на свои стихи, те самые, юношеские. В прозе попробовал себя уже в зрелом возрасте. Взялся за перо, работая инженером-конструктором в ОАО «Азот».

Первые его рассказы появились в 2002 году на страницах областной газеты «Воскресные окна». В 2006 г. вышла в свет первая книга рассказов «Пушистый хвост белки». В 2011 г. — первая книга стихов «Домик на берегу». Публиковался в областной газете «Кузнецкий край», поэтических сборниках «Дороги» и «Мгновения», журнале «Огни Кузбасса», московском альманахе «Золотая страна». С 2006 по 2015 год в свет вышли книги  Г.Н. Дорогова: «Опрокинутый мир» (2007 г.) – рассказы и повести; «Отныне мы братья» (2009 г.) – рассказы и повести; «Лесная заводь» (2012 г.) – стихи, поэмы, венок сонетов. Позже в интеллектуальном интернет-издательстве «Ридеро» были изданы романы: «Последний день Кали-Юги», «Посмотри в зеркало», «Три шага в неизвестность».

В декабре 2009 года Геннадий Николаевич Дорогов принят в члены Союза российских писателей. Живет и работает литератор в г. Кемерово.


Страница на портале СтихиСтат.com

Страница на портале Стихи.ру 

Страница на портале Проза.ру 

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода