«Беловский паровозник»

Автор: Алсиня Шулепко

В военное лихолетье силы всей страны были направлены на одно — победу над врагом. Мужчины, которые из-за непризывного возраста или из-за того, что не могли покинуть производство, создавали «военные» бригады, где трудились по-ударному, становились инициаторами сбора денежных средств на строительство танков и эскадрилий самолетов. Так, из цехов локомотивного и вагонного депо станции Белово ушли в бой бронепоезда «Сибиряк» и «Металлург Кузбасса», построенные нашими железнодорожниками. А труженики паровозного депо подарили 235-му штурмовому полку 264-й авиадивизии штурмовик Ил-2. Самолет, его назвали «Беловский паровозник», участвовал в воздушных боях на Курской дуге, в небе Украины и Польши. А за штурвалом боевой машины сидел наш земляк – Иван Георгиевич ХЛЕБНИКОВ.

С помощью заведующей научно-просветительским отделом Музейно-выставочного центра Натальи Михайловны ФЕДОСЕЕВОЙ и сестры Ивана Георгиевича — Нины Георгиевы ХЛЕБНИКОВОЙ-АГЕЕВОЙ — мы расскажем о необычной странице в истории города.

Подарок от земляков

Георгий Иванович Хлебников

Иван Хлебников 1943 год.

В годы войны работники тыла делали все, что было в их силах, чтобы приблизить победу. Рабочие паровозного депо железнодорожного узла Белово Георгий Хлебников и Петр Клигер бросили клич о сборе денег на строительство боевого самолета. Сто тысяч рублей были сданы в фонд обороны. Одновременно они послали письмо Иосифу Сталину — руководителю Советского государства, генералиссимусу и маршалу СССР — с просьбой построить на эти деньги штурмовик и вручить его выпускнику летного училища беловчанину Ивану Георгиевичу Хлебникову — сыну Георгия Ивановича Хлебникова. Выбор не был случайным. До войны Иван вместе с отцом работал помощником машиниста паровоза, занимался в аэроклубе. Его призвали в ряды Красной армии в 1941 году, но сразу на фронт не отправили: молодого, здорового сибиряка отобрали для учебы в летном училище. По окончании краткого курса летчик Хлебников был направлен защищать воздушное пространство страны в 235-й полк 264-й Киевской штурмовой дивизии.

В апреле 1943 года произошло необычное событие. Ивана вызвали в штаб полка, где он получил приказ: «Собирать экипаж и отправиться в штаб дивизии, чтобы получить документы, а потом лететь в Москву за… подарком от земляков». Иван Хлебников с товарищами прибыл в столицу, получил новенький штурмовик Ил-2, на фюзеляже которого художник написал: «Беловский паровозник». Что творилось тогда в душе молодого летчика, нетрудно представить, ведь его отец и товарищи по работе оплатили постройку самолета и доверили ему бить врага на именной машине. 

За годы войны Ивану Георгиевичу не раз приходилось выполнять сложнейшие задания, но больше всего он запомнил первый боевой вылет. Сохранились его воспоминания: «Мы получили приказ обработать передовую противника. Когда приблизились к цели, нас встретил плотный огонь зениток, а потом появились вражеские истребители. Взглянув на хвост своего самолета, я увидел, что меня преследует «мессершмидт», враг подошел совсем близко и стал бить по корпусу. Я слышал, как зацокали пули по броне. Медлить не стал. Сделал вираж, и дал по нему ответную очередь из пулемета. Фашист сразу отстал, а потом стал медленно падать. Выполнив боевое задание, мы вернулись на аэродром. Ребята насчитали на корпусе моей машины 59 пробоин. Крепко досталось подарку земляков, но у самолета была надежная броня, он остался в строю».

Легендарный Ильюшин

Иван Георгиевич был прав: штурмовик Ил-2 был надежным и самым массовым боевым самолетом в истории советской авиации: промышленность выпустила более 36 тысяч летающих машин! В 1938 году Ил-2 разработал и сконструировал Сергей Ильюшин. Переоценить вклад, который самолет внес в победу над фашистской Германией, — нереально, настолько он велик и значителен. Эти боевые машины составляли более 30% от общего числа самолетов, воевавших на фронте. К середине 1943 года (начало Курской битвы) советская промышленность ежемесячно отправляла на фронт одну тысячу самолетов Ил-2. В начале войны за 30 успешных вылетов на Ил-2 летчику присваивали звание Героя Советского Союза. Штурмовик — настоящий самолет-труженик, он вынес на своих плечах все тяготы войны.

Вылетали на задание… со сковородой

Носовая часть одномоторного двухместного моноплана Ил-2 состояла из стальных пластин толщиной 4-6 мм, соединенных между собой заклепками и болтами. Это была настоящая броня, которая защищала: мотор, кабину, бензо- и маслосистему и систему охлаждения. В передней кабине размещалось регулируемое по высоте кресло пилота из дюралюминия. Парашют укладывался в чашку сидения. За передней кабиной располагался задний бензобак, защищенный бронелистами толщиной 6 и 12 мм. Фонарь кабины пилота состоял из двух секций: неподвижного козырька, лобовая панель которого была выполнена из 64 мм бронестекла К-4, и сдвижной части из того же бронестекла и брони. Кроме того, 8 мм бронестекло защищало пилота сзади. За отличную броню штурмовик Ил-2 часто называли летающим танком. Правда, у стрелка, который располагался спиной к пилоту и сидел на брезентовой ленте, – броня была значительно меньше. Со стороны хвоста он был защищен всего лишь 6 мм бронеплитой. Поэтому нередко, в целях безопасности, стрелки подкладывали под сидение куски металла, или даже сковородки. Фонарь кабины стрелка откидывался на правый борт и бронезащиты не имел.

Мои братья — герои

Вспоминает Нина Георгиевна Хлебникова-Агеева:

— Я родилась в 1941 году, за 10 дней до войны. Ивану на тот момент было 20 лет, вскоре его призвали в армию. Между мной и Ваней большая разница в возрасте, потому что мама — Нина Кирилловна и папа — Георгий Иванович поженились, когда у каждого за плечами уже имелся опыт семейной жизни. У мамы от первого брака были сын Николай и дочь Галина, у папы – сын Иван и дочка Зинаида, а я – их общий ребенок. Когда окончилась война, мне было пять лет, о том, что мои старшие братья (Николай во время войны служил на Дальнем Востоке в морской пехоте) защищали родную землю, я узнала значительно позже.

Знаю, что Иван закончил войну в звании младшего лейтенанта, в армии служил до 1946 года. Их летная часть базировалась на Украине близ села Устинка. Там Иван познакомился с местной девушкой Лидией, женился. В том же году демобилизовался, в Белово приехал с молодой женой, поступил работать на прежнее место — трудился помощником машиниста паровоза. В 1947 году у них родился сын Володя (Владимир Иванович ныне здравствует, живет в Приморском крае, воспитал двоих детей). Когда ему исполнилось 18 лет, парня призвали в армию, по окончании молодой парень и весь взвод, в котором он служил, полным составом поехали на стройку в город Дальнегорск Приморского края. Иван и Лидия решили не отставать от единственного сына и тоже переехали в Дальнегорск. Там Иван Георгиевич жил до конца своих дней (ушел из жизни в 1982 году).

Я по–настоящему узнала брата Ивана, когда стала взрослой. Ваня был веселым, жизнерадостным человеком. Не помню, чтобы он раздражался. Брат жил и работал с удовольствием, любил свою семью, дорожил близкими. Ходил на встречи с учениками железнодорожного училища, с глубоким уважением рассказывал о своих товарищах-летчиках, о том, как защищал Родину на боевой машине, построенной на средства работников паровозного депо. Иван гордился тем, что его отец был в числе инициаторов строительство самолета. Говорил, что, садясь в кабину, чувствовал, что его земляки – рядом с ним, на борту «Беловского паровозника», и они вместе, плечом к плечу сражаются за Родину.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

avatar
  Подписаться  
Уведомление о

Погода