Череневы — гонщики-фанаты в двух поколениях

Автор: Александра Луговая. Фото из домашнего архива семьи Череневых.

В Заречном (Свердловская область) прошел II этап первенства России по водно-моторному спорту (участвовали спортсмены в возрасте от 8 до 18 лет) и там же состоялся Кубок России – гонка 10 миль (от 16 и старше).

С этих соревнований беловские водники вернулись с отличными результатами: 1 место – Артем Лобанов (15 лет), 2 место – мастер спорта Антон Черенев (19 лет), 3 место — Виталий Бервальд ( 12 лет).

Виталий Анатольевич Черенев со старшим сыном Павлом

— На соревнованиях даже самого высокого уровня наши ребята всегда на высоте, — говорит тренер Виталий Анатольевич ЧЕРЕНЕВ. – Сказывается хорошая школа и накопленный опыт – секция по водно-моторному спорту обучает детей с 1965 года. Раньше в Кузбассе было пять секций, в живых осталась только одна — наша.

— Старые гонщики передают свои секреты: что нужно сделать с мотором, как разогнать лодку, как правильно войти в поворот, чтобы не выкинуло, — присоединяется к разговору младший сын Виталия Анатольевича, тренер и действующий спортсмен Антон. — Это бесценные знания. И если их отшлифовываешь тренировками, то получаешь реально крутой опыт

— Антон, а вас выкидывало?

— Всякое бывало. Совсем недавно в Красноярске столкнулись с гонщиком из этого же города, я шел на скорости 90 км, для лодки моего класса Т-550 это прилично. Обошлось без серьезных травм. До этого взлетел в Екатеринбурге. При высокой скорости поднялся ветер, сильно помотало. Частенько случается так, что гонщик вылетает из лодки и при этом ломает ноги. Вообще мы одеты в специальные шлем и жилет, чтобы смягчить удары об воду. Но все равно бывают и смертельные случаи — гонщик перевернулся и его порезало винтом.

— Зачем же вы подвергаете себя такой опасности?

— А может, это любовь, — улыбается Антон. – Лежит у меня к этому душа с самых малых лет. Отец со старшим братом уходили на тренировки и меня с собой брали. И у меня было время окончательно убедиться в своем выборе — с 8 лет и до седьмого класса параллельно занимался хоккеем. Успевал, тренировался нормально, но лед — не моя стихия. Ничто так не закаляет дух и тело, не заставляет сутками копаться в моторе, чуть не голыми ладонями полировать корпус лодки и вскакивать по ночам от мелькнувшей вдруг технической идеи, как азарт спортивной борьбы. И если в душе ты гонщик – будешь рваться к победе. Иначе нельзя, когда пример для тебя — твой отец.

— Не мешало, что тренировались у отца?

— Это, наоборот, классно. Поблажек у меня не было, но и страха спрашивать, если что не понимал, или как-то показывать свою слабость в неудачах – тоже. У меня был опыт, когда что-либо узнать у своего наставника было нереально, это сильно бьет по рукам. Как тренер со своими пацанами занимаюсь с душой, учу всему, что сам знаю. А если не знаю – ищу для них ответы, ведь я должен отдавать, а они – получать.

Мастер водно-моторного спорта Антон Черенев

— А вам, Виталий Анатольевич, не сложно было тренировать сына?

— Откровенно говоря, тяжеловато, — смутился старший Черенев. – Все время смотрел за тем, чтобы, даже при явных способностях, не сильно хвалить его. Чтобы не вышло так, мол, сын, потому и хороший. Зачастую наоборот — оставлял его в тени. Хотя признаюсь — часто хотелось пойти на уступки, а нельзя: не педагогично. Но справились! Моему старшему, Павлу – 24 года. Он, как и Антон, – тренер и мастер спорта по водно-моторному спорту. Характеры у них совершенно разные. Павел — кропотливый, усидчивый. Антон – это ветер, ему все нужно быстро и бегом. Отрадно то, что при этом оба – хорошие наставники. Я горжусь своими детьми.

— В водно-моторном спорте успех на 80 процентов зависит от технического состояния лодки, остальное – от мастерства гонщика, как он ведет себя на больших волнах и на поворотах, как ориентируется во время старта, — поясняет Антон. — Например, на старте стоят более десяти лодок, и нужно мгновенно оценить ситуацию, повернуть так, чтобы не врезаться и самому не подставиться. Для этого кому-то придется уступить, а другого, наоборот, не пропустить. Погодные условия тоже влияют. Когда волн нет, сопротивление воды вообще не чувствуется, ощущение, что лодка летит. Но при волне вода твердая, швыряет сильно, тогда приходится непросто. К тому же во время движения гонщик ничего не видит перед собой. Много бликов на воде, еще и нос у лодки поднимается.

— Волнуетесь перед стартом?

— Напряжение такое, что подобен пружине. Волнение есть всегда, а вдруг что-то не так пойдет с лодкой, ведь при старте на нее идет большая нагрузка. И хотя ее порой знаешь лучше себя самого – подсознательно ждешь «сюрпризов», это же техника. Но если вдруг заглохнет мотор, то говоришь с ним, как с живым. И просишь, и ругать приходится, — улыбается Антон. – И дело не в суеверности. Лодки разные — есть покупные из стеклопластика, а есть деревянные – они сделаны своими руками. Берется фанера, рейка, все это проклеивается, пропитывается, все время что-то совершенствуется.

— Чертежами пользуетесь?

— Обязательно. Какие-то дошли от предшественников, бывает, что делятся ребята из заграничных команд. Каждая лодка уникальна. Даже если два человека делают по одному и тому же чертежу – ничего не повторится. И мои лодки отличаются друг от друга. Первую мне помогал делать отец, а вот вторую уже сам, ближе мне, по сути, вообще третья, — это лодка брата, она покупная. Свои прежние передал пацанам, которые занимаются в секции. Расставаться с ними было не жалко, они же у своих остаются! Сейчас у нас всего 15 действующих лодок. У стеклопластика по сравнению с деревом есть свои плюсы, но не многим это доступно: стоимость укомплектованной лодки – 200-250 тыс рублей. Спонсора у нас нет, берем все на свои средства, на соревнования также выезжаем за свой счет.

— На выезде пользуетесь теми лодками, что предоставляют организаторы соревнования?

Ездим со своими. Мы изготовили специальную конструкцию, где помещается две-три лодки (вес одной в среднем 250 кг – А.Л. ), цепляем ее к машине и добираемся своим ходом.  Самое дальнее, куда ездили, – Екатеринбург (1867 км. – А.Л.). В пути были двое суток, гнали без остановок, за рулем по очереди. На третий этап первенства России собираемся ехать в Краснодар (4285 км. – А.Л.), в дороге придется побыть немного дольше.

— Признателен жене, Татьяне Аркадьевне, за то, что терпит меня. Меня часто не бывает дома, так же, как и денег, — вновь включился в беседу Виталий Анатольевич. – Но все гонщики в душе фанаты, и я не исключение.

— Вы более 20 лет отдали водно-моторному спорту и по-прежнему ему верны…

— Люблю свой город. Сам в секцию пришел в 6 классе. После школы уехал учиться в Прокопьевский горный техникум. Женился. Вернулся в родные места, устроился горным электромехаником на шахту «Колмогоровская». А душой тянуло в секцию. Пришел попроведовать Геннадия Петровича Перминова (руководит секцией с 1972 года. – А.Л.), а там – разруха. Геннадий Петрович чудом сохранял и поддерживал те немногие ветхие лодки, что были. Начал помогать. А когда немного подрос Павел – совсем перешел на тренерскую работу.

— Виталий Анатольевич,что можете посоветовать тем, кто не умеет плавать?

Единственное, что мешает – страх. Плавать может каждый. Для начала следует выбрать место — бассейн либо водоём с пологим и чистым дном, без волн и течения. Вода должна быть не сильно холодной, чтобы не было судорог. Одному ни в коем случае находиться нельзя, рядом должен быть хороший пловец.

— А есть какие-то упражнения, позволяющие на практике справиться со страхом?

— Нужно зайти в воду примерно по грудь или чуть меньше. Сделать глубокий вдох и сесть в воду на корточки до полного погружения. Обхватить согнутые ноги руками. Голову опустить вниз к коленям. Уже через секунды почувствуете, как тело всплывает. Как только потребуется сделать вдох, нужно встать на ноги в исходное положение. Главное — вы ощутите, что тело имеет плавучесть и выталкивается водой. Не забывайте, что человеку, не умеющему или плохо умеющему плавать, в одиночку к воде даже близко подходить не стоит. Вода шутить не любит. А вообще приводите детей в водно-моторный спорт. Они и плавать научатся, и чемпионами мира станут.

— У вас подрастает внучка, Арише сейчас 3 года и пять месяцев, ее тоже в водно-моторный приведете?

— Пока решили, что девочка пойдет в фигурное катание, — засмеялся Виталий Анатольевич. – Первые шаги поможем сделать, а дальше она сама уже разберется. Если захочет – будем рады видеть ее в наших рядах гонщиков, но уже в третьем поколении.

 

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода