В близи Белова люди жили и 400 тысяч лет назад

Автор: Подготовила Алсиня Шулепко
Фото: «Алтайская принцесса» лежала на правом боку, ноги слегка подогнуты. На руках женщины (не более 25 лет) - татуировки. На мумии были надеты шелковая рубашка, шерстяная юбка, войлочные носки, шуба и парик.

Российские этнографы отмечают свой профессиональный праздник. Мы охотно использовали этот повод, чтобы поговорить об интереснейшей отрасли науки — этнографии.

Тем более, что многие совершенно не представляют себе, что без этнографии нет и не может быть науки о человечестве, его культуре, пространстве и времени.

IMG_1422Обсудить вопросы этнографии мы пригласили кандидата исторических наук, преподавателя филиала КузГТУ в Белове И.Ю. ВЕРЧАГИНУ.

— Ирина Юрьевна, вы историк, насколько вам близка этнография?

— Я занимаюсь проблемами социологии молодежи. Меня интересует насколько стереотипы поведения представителей различных этнических групп (немцы, армяне и др.), проживающих на одной территории, реализуют себя в труде. Все это заставляет обращаться к такой интересной науке как этнография.

— Что же в центре внимания этнографов?

— Народы мира, их происхождение, расселение, культура.

Главная цель — изучение различий и сходств в культуре и быте народов. Эти знания в огромной мере облегчают взаимопонимание между ними. Важнейшая практическая задача этнографии — укрепление взаимного доверия, добрососедских отношений между народами. Оглянитесь вокруг, многое из того, что мы едим, пьем, одеваем и обуваем, пришло к нам в качестве традиций других народов: многие беловчане выращивают огурцы (из Китая), картофель (из Америки), томаты (Перу, Южная Америка) и т.д. Все это только обогащает и расширяет нашу культуру.

— Возможно ли применение знаний этнографии в бизнесе, политике, других областях жизни?

— Компетенция современной этнографии расширяется. Буквально насколько лет назад появилось новое направление в этой сфере – стратегическая этнография. Представители этого направления считают, что без знаний в области этнографии невозможно победить на выборах или в военном конфликте в любом многонациональном государстве. И пример этому – кавказские войны России, имеющие сложный и затяжной характер.

Этнические особенности широко используются политиками для формирования положительного образа региона, его имиджа. Все чаще встречаются случаи освящения шаманами земли для прокладки трубопроводов, что позволяет создать положительный образ корпораций в регионах с проживающими в них коренными народами.

Для туристической привлекательности нашего региона также можно использовать этнографические мотивы.

— Можете привести примеры?

— Конечно. Самая древняя стоянка, открытая археологами на территории Сибири, находится недалеко от Кузбасса в горах Алтая. Она относится к периоду палеолита. Ее возраст — 500 тысяч лет. Это было место обитания древнейшей группы людей, которых принято называть архантропы. Время их существования совпало с великим оледенением, которое в наибольшей степени испытали Европа и Сибирь. Под воздействием ледников находились Кузнецко-Салаирская ландшафтная область и другие горные районы.

Ученые Кузбасса проводят значительную работу по изучению обычаев и традиций коренных народов Сибири. У нас есть много интересного, уникального, подтвержденного наукой, в том числе Кабырзинская принцесса – шорская принцесса, которую нашли при раскопках в 2009 г. в районе поселка Усть-Кабырза. Ученые датируют это захоронение 5 веком до нашей эры. По значимости находка стоит в одном ряду с открытым в 1993 г. погребением «Алтайской принцессы» вблизи границы с Монголией на плато Укок. Считается, что обе захороненные девушки были сильными шаманками, причем знатного рода.

Помимо исследовательского интереса оба погребения связаны с множеством легенд местных жителей.

Раскопки в Мохово— Нередко на слуху разговоры о том, что на угольных разрезах раскапывают древности. Это правда?

— Самые древние стоянки человека на территории Кузнецкого края были открыты в 1989 г. академиком А. Деревянко, докторами исторических наук В. Петриным и С. Маркиным. Они были обнаружены на территории Моховского угольного разреза. Одна из них была перекрыта покровными отложениями мощностью около 40 метров. На этой глубине найдены несколько оббитых рукой человека камней и большое количество костей животных. Значительной части видов этих животных в настоящее время не существует. В древности они являлись главной охотничьей добычей человека. Время существования этой стоянки, по мнению специалистов, более 400 тысяч лет.

Другой памятник, расположенный там же, в пределах Моховского угольного разреза, представляет собой древнюю стоянку, на которой люди в основном изготавливали каменные орудия (такие памятники археологи называют «мастерскими»). Здесь же готовили пищу, о чем свидетельствуют кости животных и угли костра.

Находки на этой стоянке дают возможность определить, какими орудиями пользовался человек и как он их изготавливал в конце раннего палеолита.

— Насколько важны «моховские старожилы» в историческом плане?

— Это уникальное открытие! Даже странно, что очень немногие знают, что мы живем рядом с подобного рода древностями!

К сожалению, мне не довелось принимать участие в этой экспедиции. С раскопками в Сибири связан еще один очень интересный факт. На Алтае во время раскопок ученые обнаружили фрагмент фаланги пальца, принадлежавший человеку, жившему на этой территории 80 тыс. лет назад. Этот древний человек имел особый генофонд! И вот сейчас ученые (В.М. Кимеев и др.) предполагают, что и в Сибири также происходило превращение животного в человека.

В археологии и этнографии даже совсем небольшая находка может рассказать, в какое время жили люди, чем они занимались, как был организован их быт, и многое другое. Исторические древности, покрытые пылью веков, преломляются в современном свете, часто меняют нас и наши представления.

— Ирина Юрьевна, что бы посоветовали беловчанам, которые часто выезжают в другие страны?

— Да, трудовая и туристическая миграция в последнее время приобретает все большее и большее значение, расширяются культурные и экономические контакты. В Кузбасс переезжают жители других регионов, кузбассовцы, в свою очередь, ищут работу за пределами региона или отдыхают за границей.

Когда мы сталкиваемся с обычаями других народов, зачастую это вызывает «культурный шок». К примеру, в арабских странах традиционно вручают подарки либо двумя руками, либо правой рукой (левая считается «нечистой»), здесь нельзя восхищаться обстановкой квартиры или понравившейся вещью, потому что хозяин будет обязан подарить ее вам. В Китае приезжих поражает тот факт, что принести хозяйке в подарок цветы даже на день рождения является признаком неуважения, поскольку этот жест дает ей понять, что ее дом недостаточно красив, и вы хотите приукрасить его. Таких обычаев множество, они требуют изучения и анализа.

Чрезвычайно любопытны пережитки, которые все ещё бытуют, но потеряли свое прежнее значение. К примеру, есть поверье, что в грозу нужно выкидывать черных котов из дома (многие давно забыли, с чем это связано, но выбрасывать котов не перестают). На самом деле в старину в Ильин день, если шла гроза, хозяйка обязательно выставляла за порог черного кота, поскольку он считался олицетворением дьявола. Есть еще ряд интересных открытий. Оказывается, татары не ели щуку, и все из-за того, что на этой рыбе есть крест, что является символом христианства.

— У нас в городе набирают силу два учебных заведения: Беловский институт (филиал) КемГУ и филиал КузГТУ. Кто из ученых занимается вопросами этнографии?

— Знаю, что серьезно занимается этнографией в селе Беково научный сотрудник Историко-этнографического музея «Чолкой» Владимир Челухоев. Все, кому довелось побывать в музее, могли сами в этом убедиться – здесь собрана богатая экспозиция национальных костюмов и домашней утвари. Знаю, что мои коллеги-историки из Беловского института К.А. Кабанов и К. Ю. Иванов тоже интересуются краеведением и этнографией. Это оправданный интерес. Знать о том, кто жил на нашей земле, о чем думал, к чему стремился, что у него получилось, а что так и не вышло, отследить тончайшую связь между нашими предками и современниками – чрезвычайно интересно. Думаю, что нас ждут немало любопытных открытий.

Ценность этнографии трудно переоценить. Величайшая заслуга этнографов — в том, что они впервые установили конкретное представление о человечестве в целом, по сути, провели «перекличку» всех народов планеты. Думаю, что к известному афоризму можно смело добавить: не зная своего прошлого, а также прошлого других народов, ты не познаешь будущее.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода