Как Тыдыковы Китай в страхе держали

На конкурс "Белово - наш дом". Номинация "В единой семье народов"
Автор: И. Щелкотунова
Фото: На конкурс "Белово - наш дом". Номинация "В единой семье народов"

Проезжая по железной дороге, в районе остановочной платформы «Улус», за рекой Большой Бачат можно увидеть село, которое и получило название Заречное.

Село находится на расстоянии 29 километров от центра города. Территория Заречного составляет 6,9 км², сам населенный пункт – 2,5 км². Село Заречное, как и многие другие населенные пункты Кузбасса, многонациональное. Уникальность его состоит в том, что более 4 веков назад поселились здесь телеуты.

Кочевые племена телеутов, выбирая места для своих стойбищ, остановились у подножья невысоких холмов в излучине реки Бачат. А когда они стали переходить к оседлому образу жизни, основали в понравившейся местности свой улус. Многолюдный улус был одним из крупных поселений Телеутской волости Кузнецкого уезда.

Историческое название села Заречное — Улу-ааль (Ула Аил) (в переводе с телеутского — старая, старшая деревня, поселение), еще его называли Больше- Бачатский улус. Улу-ааль можно было считать как бы столицей бачатских телеутов.

История – это не только войны, научные достижения, но и быт народа, его традиционная культура и повседневная жизнь.  Подрастающее поколение должно знать историю своего края, села, где живут, где выросли их родители. Поэтому библиотекой с. Заречное была  проделана большая работа по формированию краеведческого фонда, сбору документов, сохранению этнокультуры телеутов. Материалы собирались из разных источников, в том числе и записывались и обрабатывались рассказы жителей. Ведь не секрет, что многие исторические факты сохранились не в форме документов, а в виде приданий, сказаний, песен, легенд. А село Заречное всегда славилось своими сказителями. До наших дней дошли три легенды, бережно сохраненные жителями села, две из них связаны с наиболее распространенными телеутскими фамилиями села: Алагончаковы и Тыдыковы.

Алаганчаковы принадлежат к роду Тодош, который широко распространен на территории Саяно-Алтайского нагорья. Тодоши в основном жили на Западе Алтая. В древности в роду Алаганчаковых жил в Большом Улусе богатырь. Имени его никто не помнит. Богатырь был очень сильным и жестоким человеком, не жалел ни себя, ни людей. Еще при жизни он просил, чтобы его похоронили на самой вершине горы. Когда в одном из боев богатырь погиб, родные начали копать могилу на вершине горы, и не смогли. Люди долбили скальный грунт три дня и три ночи, но камень так и не покорился им. Решили похоронить богатыря у подножья горы, а на вершине поставить большой деревянный крест. С тех пор телеуты стали называть эту гору Кресту (с крестом), или Крестовая. Дух богатыря разгневался на родичей и возле горы стали происходить всякие неприятности: кто-то погибал на дороге, кто-то тонул в реке, кто-то замерзал. Жить у этой горы считалось опасным. До сих пор это место считается нехорошим, говорят, там нечистая сила творит всякие всячины. А некоторые запоздалые путники утверждают, что у подножия горы раздается звон цепей или удары о камень.  Сейчас вершину горы венчает опора высоковольтной линии.

Тыдыковы принадлежат к роду Чорос – данный род зафиксирован только у Кузнецких телеутов. Еще в 1367 г. Чоросы образовали мощный племенной союз под названием Ойрат и на протяжении трех веков держали в страхе Поднебесную (Китай). В середине 17 века совместно с тремя племенами основали Джунгарское ханство. Будучи ханским родом, особенно преследовались китайцами, разгромившими Джунгарию. Прародителем рода Тыдыковых стал мальчик Тыдык.

В давние времена казахи захватили мальчика Тыдыка в плен. И стал он рабом у бая. Однажды, когда бай уехал, мальчик поймал двух коней. Один из них был слепым, но очень резвым конем. Когда жена бая снарядила погоню именно он спас мальчика. На слепом коне Тыдык прискакал к Горному Алтаю. Там его встретили телеуты. Мальчик принес здорового коня в жертву главному богу небес Тыркан-Тенерье. После окончания камлания шаманы объявили, что Тыдыка спас сам бог Тыркан.

Еще одна легенда гласит: «Когда-то в Большом Улусе жил телеутский богатырь Елес. Обладал он невиданной силой. Слава о его силе разошлась по всей округе. Всем хотелось заполучить такого работника. Елеса приглашали на заработки в волостное село Бачатское. Однажды за работу богатый крестьянин пообещал отдать богатырю коня, с условием, что тот поднимет коня и с ним на плечах обойдет огромное поле. Елес с этим легко справился и получил заслуженную награду».

Богатырь Елес стал прародителем рода Елескиных, его потомки до сих пор живут в селе Заречное.

У того, кто забывает прошлое, не бывает будущего. Проникая в традиционную культуру, обращаясь к фольклору, начинаешь понимать историю поселения, любить и гордиться своей малой Родиной. Добрые межнациональные отношения, существующие на протяжении многих лет между жителями села, понимание культуры каждого народа являются необходимыми условиями и для дальнейшей стабильности и целостности нашей Родины.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода