Ключ, который открывает кино

Корреспондент «БВ» заглянул в закулисье кинотеатра. Да, единственного городского кинотеатра «Рубин».
Автор: Павел Попов. Фото Вячеслава Светличного

Закулисье

У всего есть закулисье, порой там бывает интересней, чем на «сцене». Сегодня корреспондент «БВ» заглянул в закулисье кинотеатра. Да, единственного городского кинотеатра «Рубин». Конечно,  во многих городских ДК есть кинопроекторы, но фильмы они показывают только в рамках мероприятий. К тому же «Рубин» сейчас единственное место, где каждый день можно смотреть новые фильмы в «3D».

В Москву за фильмами

Вопрос, которым, наверное, задавался каждый — кто решает, что будут крутить в кинотеатрах?

Решают на местах, но не с бухты-барахты. Каждые три месяца все мировые киностудии устраивают релизы своих будущих премьер в столицах разных стран, в том числе и в Москве. И, как на ярмарку за песнями, руководители кинотеатров с удовольствием съезжаются на этот праздник, так часто, как позволяют финансы. Кончено, современные технологии позволяют узнать всё необходимое и дистанционно, но удовольствие уже не то. В столице можно пообщаться со знаменитостями, зарубежные приезжают редко, чаще своё творение презентуют режиссёры и сценаристы. А вот наши актёры к народу ближе, приезжают постоянно.

А ещё есть возможность увидеть фильм в числе первых. Правда, рассказать друзьям не получится, все подписываются о неразглашении, максимум, что можно рассказать, что фильм хороший. Назвать плохим – уже запрещено. Только промолчать. А на самих релизных показах между рядами стоят охранники в приборах ночного видения, которых называют «люди в чёрном», намекая на то, что они заставляют забыть увиденное.

Директор кинотеатра Диана ШанинаТак, директор «Рубина» Диана Шанина вспоминает, что сначала на релизе фильма «Легенда №17», сегодня ставшего культовым, она этой картиной не заинтересовалась: отечественный фильм про спорт вряд ли заинтересует наш город, нет смысла его показывать. Но букер, так называют менеджера-посредника между киностудией и кинотеатром, пригласил её на показ и сказал: «Если через 15 минут выйдете из зала, то я от вас отстану». До окончания фильма оторваться было невозможно, и «Легенду» у нас показали. Не прогадали, фильм стал одним из самых кассовых в нашем городе.

Хотите блокбастер? Сначала возьмите отечественный

Несмотря на многочисленные разговоры о введении минимальной квоты на отечественные фильмы, жёсткого принуждения к показу русских фильмов нет. Вместо этого букеры действуют хитростью. Старожилы ещё помнят, как во времена дефицита чтобы купить апельсинов, надо было в нагрузку взять, скажем, окаменевшие от времени пряники — неликвид, ибо продавались они только в комплекте. Сейчас то же самое происходит с кино. Положили глаз на разрекламированный блокбастер, о котором кричат на каждом углу, а значит народ на него точно пойдёт? Ушлый посредник продает его в пакете вместе со второй частью порождения российского кинематографа, первая часть которого с треском провалилась. Надо либо соглашаться, либо уговаривать. К счастью, кинотеатры небольших городов щадят, понимая, что они не могут позволить себе крутить убыточные картины, и обычно идут навстречу. Благодаря этому беловчане защищены от самых лютых «шедевров».

Без ключа не посмотришь

Тяжёлые бобины с плёнками окончательно ушли в прошлое. Фильмы теперь полностью цифровые, и либо прямо скачиваются из Интернета по защищённой сети, либо записываются на сервер кинотеатра с переносных жёстких дисков, которые доставляет курьер. После доставки диск уносят в другой кинотеатр, надолго не задерживают.

Даже сохранённый фильм нельзя посмотреть раньше времени и тем более копировать. Он защищён электронным ключом, который подходит только к одной конкретной копии, к одному кинопроектору и на определённое время. И ключ этот получает лично директор. Как только срок действия вышел, фильм с компьютера можно удалять, чтобы не занимал место. Если раньше киномеханик из хулиганских побуждений мог вклеить в фильм малозаметный глазу посторонний кадр, сегодня это не пройдёт. Даже рекламу, которую крутят перед показом, нельзя ни убрать, ни заменить на местную, файл с фильмом надёжно защищён от изменений.

Интересно, что даже при таких мерах безопасности пираты умудряются выбрасывать в сеть чистые копии. Судя по всему, ворует фильмы кто-то прямо со студий.

Весёлый Роджер

Ну а пираты, у которых нет связи с киностудиями, вершат своё дело по старинке, пробираясь в кинозал с камерой. И не надо думать, что такое бывает только в крупных городах. Три года назад видеопирата поймали в нашем «Рубине». Охранник прогуливался по залу во время кинопоказа и заметил подозрительного парня, направившего на экран некий гаджет. Позвал директора, подошли к парню поближе – и точно, пишет фильм на камеру.

Надо сказать, что видеопиратство – это уголовное преступление, так что просто выгнать из зала нарушителя недостаточно, нужно передать властям. И, забрав у нарушителя орудие, его повели к выходу. Но современный наследник «весёлого Роджера» оказался парнем прытким. Едва выйдя из дверей, он ловким движением выхватил свою камеру и с приличной скоростью рванул на выход, успешно растворившись на беловских улицах. Его так и не нашли, но и в кинотеатре больше не видели.

Кино закусывают селёдкой

В новогодние праздники в Белове пробовали ввести ночные сеансы. Продержались ровно два дня. Увы, большинство зрителей приняли ночной кинотеатр как недорогое место, где можно пропустить в тепле рюмочку-другую. Тем, кто очевидно пьян, билеты не продадут, но сумки-то никто не проверяет, а значит можно пронести не только выпивку, но и закуску. Кроме шуток, пришлось менять кресло из-за того, что зрители залили его селёдочным рассолом. Анекдот про поедание пельменей в кинозале уже не кажется выдуманным. А особо буйных зрителей, что шумят и мешают просмотру, приходится выводить.

Что смотрят беловчане?

В нашем городе не слишком хорошо идут комедии и боевики. Любят же беловчане фэнтези, ужастики и мультфильмы, на которые бывает, одни и те же люди ходят по три раза. Эти жанры стабильно «дают кассу».

В других жанрах предсказать успех сложнее. Часто фильм, которой только из-за нашумевшей на каждом углу рекламы вроде бы обречён на успех, беловчане встречают холодно. Так, скандальные «50 оттенков серого», о которых не слышал только глухой, собрали столько же, сколько мультфильм «Губка Боб». Доходило до смешного – приходят пары, а перед залами разделяются: девушки — на оттенки, парни – на мультик. Прекрасно работает «сарафанное радио», часто на фильм идут только в первый день, потом рассказывают друзьям, что смотреть не стоит, и всё – пустые залы. Очень любят беловчане фильмы в 3D, объясняют это тем, что в плоском формате можно и дома бесплатно через Интернет посмотреть.

А самыми кассовыми отечественными фильмами в Белове стали «Легенда №17» и «Вий» 2014 года.

В целом, на прибыль от фильма влияет не столько его качество, сколько время показа. В новогодние каникулы  зритель валом идёт на что угодно, а летом залы часто пустуют.

Вот так живёт кинотеатр, торгуясь с букерами, гоняя хулиганов и пиратов. И скучным это место не назовёшь.

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Погода