На страже сердца Кузбасса

Автор: Олег Быков

Положение Белова уникально: мы находимся в самом сердце Кузбасса, на важнейшем промышленном перекрёстке. С одной стороны, это замечательно, ведь перевозка угля и промышленной продукции – важнейшая часть кузбасской индустрии, источник пополнения областного бюджета и высокооплачиваемые рабочие места.  Однако содержимое вагонов имеет не только большую ценность, но и может представлять опасность в случае нарушения норм и требований безопасности железнодорожных перевозок. Не зря же говорят, что инструкции на железной дороге писаны кровью! При этом собственники транспортной инфраструктуры и рядовые исполнители часто готовы пренебречь безопасностью ради ускорения перевозок.

Однако есть и компетентный орган, который обеспечивают соблюдение законодательства и техники безопасности, – Беловская транспортная прокуратура.   О том, как соблюсти все требования закона и не прервать транспортные потоки, нам рассказал помощник прокурора Андрей  Борисович БОРДОКИН.

— Андрей Борисович, что  из себя представляет сейчас транспортная прокуратура?                                                        

— В настоящее время прокуратуру возглавляет Анатолий Валерьевич Голодаев (с 2012 года), также работают заместитель прокурора Алексей Константинович Якучаков и , как помощник прокурора.  Число оперативных работников невелико, зато история у Беловской транспортной прокуратуры богатая. Она была основана приказом прокуратуры РСФСР в 1979 году. С 2007 года – в составе Западно-Сибирской транспортной прокуратуры.

Нынешняя территория деятельности прокуратуры – от станции Промышленная на севере до станции Прокопьевск на юге, от Гурьевска и Салаира на западе и до реки Томь на востоке.

На поднадзорной прокуратуре территории расположено 27 предприятий и организаций, являющихся структурными подразделениями ОАО «РЖД», а также более 60 предприятий – владельцев путей необщего пользования, осуществляющих погрузочно-разгрузочную и транспортно-экспедиционную деятельность, образовательные учреждения. Общая протяженность железнодорожных путей Беловского транспортного региона – более 1000 километров.

— Чем непосредственно занимается транспортная прокуратура?

— Мы осуществляем надзор за предприятиями железнодорожного, водного транспорта и таможенными органами (посты в Белове и Ленинск-Кузнецком). Особое внимание – предприятиям, занимающимся перевозкой угля, как крупным (Ленинск-Кузнецкое, Прокопьевское, Талдинское транспортные управления), так и небольшим.

В полном объёме проверяются и предприятия ОАО «РЖД» на соответствие законодательству Российской Федерации (трудовое, экологическое и т.д.).

Под нашим надзором также линейный отдел полиции МВД России на станции Белово (проверка уголовных дел, деятельности работников, соблюдение антикоррупционного законодательства и т.д.).

И, конечно, сотрудники прокуратуры поддерживают государственное обвинение по уголовным делам, участвуют в рассмотрении исковых заявлений в судах общей юрисдикции и арбитражных судах и др.

— Насколько у нас безопасны перевозки угля?

— Кузбасс – основной грузоотправитель угля Западно-Сибирской железной дороги. Нарушения безопасности движения, которые могут повлечь за собой негативные последствия (аварии, крушения и т.д.), как правило, выявляются на начальной стадии. Пути общего пользования, за которыми следят дистанции пути РЖД, как правило, в надлежащем техническом состоянии. Но вот на путях необщего пользования иногда тревожная обстановка.

Так, в 2018 году было несколько случаев схода с рельсов вагонов с углём. Сходы с путей чаще всего случаются из-за расхождения железнодорожных путей. Если путь разошёлся, тележка вагона падает в середину, локомотив тянет – и вагоны сходят с рельсов или даже летят под откос.

Например, 8 вагонов сошли с путей ООО «ТЭК «Мереть» в районе с. Каракан (Беловский район). Проверка показала, что причиной схода стало несоблюдение технологии работ и содержание верхнего строения пути (в числе прочего – гнилость шпал). Часть шпал к тому же была расшита во время работ по восстановлению участка (костыли отсутствовали). Идущий состав своей массой выдавил пути и сошёл с рельсов. Виновные лица привлечены к административной и дисциплинарной ответственности.

Подобный сход с путей был также на подъездных путях в районе автовокзала г. Гурьевска (сошло с рельсов два вагона со щебнем). Прокурорская проверка выявила нарушения по содержанию верхнего строения пути. За несоблюдение правил безопасности движения к административной ответственности привлечено четыре лица.  

— В этих ЧП кто-то пострадал?

— По счастью, в указанных случаях всё ограничилось материальным ущербом собственников, а люди не пострадали. Но мы хорошо знаем, чем заканчивается несоблюдение инструкций на железной дороге. В частности, в  марте 2015 года вблизи с. Старопестерёво произошла железнодорожная катастрофа. Как выяснилось впоследствии, машинисты в нарушение требований регламента работы при движении с горки не стали тормозить. Гружёный поезд взрезал стрелку, 26 вагонов сошли с путей сразу, а оторвавшаяся передняя часть состава (локомотив и 11 вагонов с углём) вылетела на станцию, с которой отправлялся другой состав. Автоматическое торможение не помогло, и произошло столкновение. В локомотиве, врезавшемся в хвост состава, погиб помощник машиниста. Большая часть подвижного состава была повреждена до списания из эксплуатации.

— С содержанием старых железных дорог ясно. А как строятся новые?

— Иногда и тут допускаются нарушения. Скажем, недавно мы подали исковое заявление в областной арбитражный суд на компанию АО «СУЭК-Кузбасс». «СУЭК» сейчас строит новую станцию отгрузки угля – Магистральную (поблизости от въезда в Ленинск-Кузнецкий). Компания начала строительство подъездного пути от стрелочного перевода станции Алексиевская, в районе с. Мохово. Протяженность его должна составить четыре километра. Работы начались без разрешения на строительство, предусмотренного статьёй 51 Градостроительного кодекса РФ.

Беловская транспортная прокуратура направила в Арбитражный суд Кемеровской области заявление о привлечении АО «СУЭК-Кузбасс» к административной ответственности. Общество было признано виновным и оштрафовано на 500 тысяч рублей. Также по аналогичным обстоятельства были привлечены подрядчики ООО «Управление механизации и строительства», ООО «Монтаж-Строй-4» и ООО «Беловская дорожно-строительная компания». Замечу, что построить железную дорогу они не успели: правонарушение было пресечено на стадии земляных работ. Сейчас АО «СУЭК-Кузбасс» принимает меры для получения разрешения на строительство, работа идёт в законном русле. Считаю, что именно так и нужно работать – пресекать нарушения на корню, а не реагировать постфактум.

— А всегда ли можно наказать нерадивого собственника? Ведь есть примеры, когда имущество оказывается бесхозным…

— Да, такие примеры есть. Например, в 2018 году нами был выявлен брошенный мост, находящийся над железнодорожными путями общего пользования (332 км перегона ст. Черкасов Камень – Прокопьевск). Этот мост был построен ещё в советское время, но сейчас он бесхозный. Собственника нет, как и технической документации. Состояние его неизвестно, он угрожал безопасности движения. К тому же, такие объекты привлекают детей. Ранее на подобном мосту на 311 км того же перегона был несчастный случай: ребёнок забрался на мост, проник в подмостную корзину и был поражён электрическим током от контактной сети с напряжением 3000 Вольт. Только чудом ребёнок выжил.

Мы делаем всё необходимое, чтобы подобные случаи не повторялись. Нами было направлено административно-исковое заявление в суд, который обязал поставить мост на 332 км на баланс Киселёвского городского поселения (мост на 311 км передан на баланс города ещё в 2015 году).

— В нынешнем году были случаи производственного травматизма на транспорте? Это входит в сферу ваших интересов?

— Производственный травматизм – важная часть нашей работы. К счастью, с начала 2018 года случаев производственного травмирования не было. Но мы хорошо понимаем, как важна здесь профилактическая работа. Отдельные эпизоды постоянно напоминают о том, что железная дорога – зона повышенного риска. Скажем, в 2017 году погиб работник вагоноремонтного депо ВРК-2 (г. Белово). Он пытался выбраться из вагона не по лестнице, как полагается по инструкции, а через люк вагона. Случайно нажал ногой приспособление для подъёма люков, и его зажало, причинив смертельные травмы. Любое несоблюдение инструкций на железной дороге грозит самыми непредсказуемыми последствиями.  

— Главный виновник аварийных ситуаций на транспорте – человеческий фактор?

— Когда-то нарком путей сообщения Л. Каганович говорил, что у каждой аварии есть имя, отчество и фамилия. Халатность руководителей, исполнителей, пренебрежение элементарными требованиями безопасности и техническими нормами – с этим нередко сталкиваешься, принимая меры прокурорского реагирования. 

— Кузбасс – довольно сложный в экологическом плане регион. Транспортная прокуратура работает с нарушителями экологического законодательства?

— Проверки в этой сфере проводятся регулярно, привлекаются к ответственности нарушители. Основное нарушение – несоблюдение порядка обращения с отходами, разработка экологической документации. Дела эти не резонансные, но повседневная кропотливая работа спасает нашу экологию, чьё-то здоровье и жизни.

— У РЖД много структурных подразделений, есть и подведомственные детсады и санатории. Вы с ними также работаете?

— Мы систематически проверяем деятельность санатория-профилактория «Магистраль» (Гурьевский район), где отдыхают дети. Нас интересует техническое состояние кухонь, забор проб питьевой воды, санитарно-эпидемиологическое состояние, пожарная безопасность, проверки по линии МВД – иначе говоря, все аспекты летнего отдыха. Замечу, что каких-то фактов значимого нарушения прав детей в нынешнем году не зафиксировано.

 В рамках контроля соблюдения законодательства мы также проверяем работу 6 поднадзорных детских садов ОАО «РЖД»  - в Белове, Прокопьевске, Артыште, Ленинске и Промышленном. Кстати, в детсаду №171 (Белово) недавно были вскрыты некоторые нарушения. Садик охраняет ООО «Частное охранное предприятие «Меч», сотрудник которого не носил форму и т.д. В результате охранник и директор «Меча» были привлечены к административной ответственности.

Так что можно сказать, что мы помогаем организации летнего детского отдыха и работе системы дошкольного образования.

Подытоживая сказанное, хочу отметить, что Беловской транспортной прокуратурой ведётся постоянная работа по соблюдению прав и свобод человека и гражданина.

Погода