Технические кадры — Кузбассу

Автор: Алсиня ШУЛЕПКО. Фото Вячеслава СВЕТЛИЧНОГО.

30 апреля в филиале КузГТУ в г. Белово состоялась IX Городская конференция «Предпрофильная подготовка и профильное обучение, ориентированное на поступление выпускников в образовательные организации технического профиля». Основная цель педагогической конференции - рассмотрение вопросов стимулирования интеграционных образовательных процессов, направленных на подготовку высокопрофессиональных кадров для угледобывающей отрасли региона.

Работа конференции проходила в режиме «круглого стола». В ней приняли участие представители филиала КузГТУ в г. Белово, сотрудники Центра занятости населения, директора школ, средних профессиональных учебных заведений, студенты, обучающиеся и родители.

По традиции, с приветственным словом к участникам конференции обратилась директор филиала КузГТУ в г. Белово - Ирина Константиновна КОСТИНЕЦ:

костинец— Уважаемые коллеги и участники! Тема сегодняшней конференции чрезвычайно актуальна, поскольку и мы, и вся наша страна переживаем сложный экономический и политический период. Исходя из сложившихся условий, правительственная программа развития экономики страны делает ставку на модернизацию технического образования как основы технического развития и технической безопасности страны. Это означает, что вузы обязаны готовить качественных инженеров, конструкторов, технологов, которые смогут работать на оборудовании нового поколения, решать сложные производственные вопросы. Задача сложная. Нам не справиться без участия средней школы, поскольку именно в школьных классах ведется предпрофильная подготовка учеников.

В.В. Путин на совещании, посвященном школьному образованию, сказал, что у учеников должен быть выбор: они сами решают, какие предметы им изучать углубленно. Но, вместе с тем, государство должно проводить осознанную национальную политику, исходя из потребностей рынка труда и с учетом нужд современной экономики. Мы должны составить планы на среднесрочную перспективу, и точно знать: какие специалисты нужны стране?

Уважаемые коллеги, мы живем в Кузбассе. Основа нашей промышленности - угольная отрасль. Понимая важность предпрофильной подготовки школьников, проявляющих склонности к научной деятельности, вот уже который год во Дворце творчества детей и молодежи работает «Малая академия наук», кураторами которой являются научно-педагогические сотрудники филиала. Не так давно в стенах филиала проводилась городская конференция научно-исследовательских работ «Первые шаги», в работе конференции приняли участие около 100 учащихся школ города. В настоящее время разработана и успешно используется локальная диагностическая модель, которая позволяет проводить отбор абитуриентов, имеющих высокий потенциал для технической работы. Отдел дополнительного образования филиала заинтересован в качественной сдаче выпускниками школ ЕГЭ по физике, математике и другим точным наукам и ведет курсы по подготовке старшеклассников к экзаменам.

Наш филиал проводит активную молодежную политику и сотрудничает со всеми заинтересованными сторонами.

Передаю слово Тамаре Николаевне МИЛОСЕРДОВОЙ, директору ИМЦ г. Белово:

Т.Н. Милосердова— Наше сотрудничество с вузами города длится уже более 5 лет, оно обусловлено тем, что мы нужны друг другу. Государство прикладывает немалые усилия для повышения престижа технических специальностей для работы на высокотехнологичном производстве. Что касается нашего региона, то государственная политика сориентирована на закрепление выпускников Белова и других городов региона в Кузбассе и создание для них рабочих мест. Выпускники, в свою очередь, понимают, что чтобы быть успешными, им необходимо стать высококвалифицированными специалистами, и это радует.

За годы работы у нас сложилась профориентационная модель: городские научно-практические конференции, конкурсы, акции, фестивали, работа «Школы одаренных детей». Эту работу мы проводим совместно с преподавателями вузов. Как показывает практика, более 80% выпускников поступают на технические специальности.

Заинтересовать школьников так, чтобы они поступали на технические специальности, непросто. Наших усилий мало, должна быть выстроена система взаимодействия: школа, вуз, промышленное предприятие, чтобы каждый школьник, еще обучаясь в школе, мог узнать: какие есть специальности, какова их суть, в чем интерес и значение. Уверена, что основы профориентационной работы, которые мы закладываем в школе, станут добротной основой для роста будущих профессионалов.

Елена Николаевна БЕЛОВА, директор лицея №22:

Е.Н. Белова— Проблема предпрофильного обучения в школе — в числе приоритетных, наш коллектив работает над ее решением. Ежегодно выпускники пишут «Автобиографию будущего», в которой рассказывают о том, кем они хотят стать. Один написал, что государство сделало все, чтобы их будущее было невзрачным, что продолжительность жизни перевалила за 80 лет, а выбор профессии они должны сделать в 9 классе. Зачем так спешить? Действительно и дети, и родители поставлены в такие условия, что с выбором надо определиться рано, но таковы реалии времени.

Переосмысливая разные подходы, мы вот что для себя решили. Прежде всего, необходимо запустить механизм выбора и формирование мотива для профильного обучения, очень мягко, ненавязчиво, он должен идти постепенно, ступень за ступенью, не подстегивая учеников.

Первый этап - интеллектуальное развитие школьников в начальных классах. Здесь важно найти взаимопонимание с родителями, и результат обязательно будет. В 5-7 классах на передний план выходит проблема личностного развития. Каждый школьный предмет обучающимся оценивается через личный интерес. Не должно быть никакого давления, поскольку в конце 7 класса наступает очень важный момент - запускаем механизм выбора! Родители вместе с детьми пишут заявления на предпрофильное обучение по двум предметам. По заявлениям формируем группы, но это не четкая профилизация, в течение года ребенок 4 раза (каждую четверть) может изменить выбор. Задача этого этапа - в том, чтобы он почувствовал избранный предмет как профиль.

В конце 8 класса родители и ученики пишут второе заявление на организацию предпрофильной подготовки. Им предоставляется возможность еще раз взвесить свои предпочтения и, если появляются сомнения в избранном пути, изменить решение (дважды, в конце каждого полугодия).

Таким образом, к 9 классу все дети уже определены и готовятся к экзаменам. В декабре каждый защищает свой проект «Мой профиль – моя образовательная траектория». По сути - это осознанный разговор о том, чем человек собирается заниматься, куда идти и что делать. Если все проходит удачно, зачисляем в 10 класс.

В 10 и 11 классах старшеклассники пишут исследование и защищают профильные проекты, что позволяет изучить избранное направление углубленно и упрочиться в своих намерениях.

На этом этапе мы более тесно сотрудничаем с преподавателями филиала КузГТУ в г. Белово и Беловского института (филиала) КемГУ, для будущих студентов очень важно консультироваться и общаться с преподавателями вузов.

Давно замечено, что чем лучше периферия учит, тем хуже она живет! Самые талантливые дети уезжают из города, поступают учиться в крупные столичные вузы, а потом остаются там работать. Что с этим делать, мы не знаем, и вряд ли это вопрос общей школы, скорее всего, это вопросы социальной сферы.

Анна Ивановна ФОМИЧЕВА, директор школы №24:

А.И. Фомичева— Выбор всегда делать сложно. Поэтому я рада, что эту проблему мы решаем вместе. К сожалению, мы в Бачатском упустили уникальную возможность создания условий для профильного обучения – каждая школа осталась в своем здании! А если бы 8-11 классы перешли в здание лицея, а 1-7 классы остались учиться в зданиях школ №24 и №26, — это был бы самый идеальный вариант, и наиболее рациональное решение! Старшеклассники могли бы учиться по профилям, и все специалисты были бы на своих местах. А у нас все осталось по-старому: огромная начальная школа и среднее звено учатся со старшими классами, разделенными на профили в рамках одного здания, а это не так-то просто. Идея разделения была замечательной, но мы не смогли ее отстоять. Возможно, мы к ней вернемся позже.

Если говорить о формировании профильных классов, то они у нас есть, преподаватели замечательные, вкладывают душу в работу, но могло бы быть еще лучше.

Школа - живой организм, то и дело появляются новые проблемы. Но это наши дети, мы их любим такими, какие они есть, значит, будем работать и стараться дать им все самое лучшее.

Представитель родительской общественности Владимир Николаевич РАВКО:

В.Н. Равко— Хочу сказать спасибо сотрудникам МАН (Малой академии наук) за воспитание и развитие детей. Если начинать участвовать в научной работе с младших классов, как это случилось с моей дочкой Ариной Равко, то можно добиться превосходных результатов. Время меняется очень быстро. Настолько, что в вопросе профориентации мы не можем опираться на свой опыт, все изменилось! Поэтому лучше всего довериться специалистам. В чем плюсы обучения в МАН? Выбор профиля происходит в игре, мягко, незаметно. Выбор широчайший, есть возможность попробовать себя в химии, физике, математике, географии, биологии. Быстро, легко, расширяется кругозор, дети прекрасно развиваются. Учатся работать с литературой и выступать перед публикой, отстаивать свою точку зрения. Огромное всем спасибо!

Беседа «за круглым столом» продолжалась 2 часа, за это время прозвучали доклады и предложения. Педагоги города активно и заинтересованно обсуждали вопросы конференции. В итоге были разработаны предложения:

Признать полезным опыт ОУ (образовательных учреждений) города, активно сотрудничающих с вузами по вопросу профильной подготовки и предпрофильного обучения;

Привлекать к работе городских предметных методических объединений учителей физики, математики, информатики представителей вузов;

Активизировать работу по привлечению вузовских ученых к работе с обучающимися профильных классов;

Провести в 2016 г. традиционную педагогическую конференцию по теме «Современные педагогические технологии преподавания точных дисциплин, способствующие личностному росту обучающихся».

Нашли ошибку? Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

comments powered by HyperComments

Погода